ЗВУКОВАЯ СРЕДА И РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА

 
Публикации
На главную
О себе
Контакты
Задания

Психолого-педагогические проблемы развития личности в современных условиях. – СПб., 1999, С. 278-280


В настоящей работе рассматривается звуковая среда биогенного происхождения,   и прежде всего среда, создаваемая системой звуковой коммуникации человека. Сюда  входят  речь, пение, музыка. К их общим акустическим параметрам относятся мелодия, ритм, громкость, частота основного тона - ладотональность в музыке, форманты - характерные резонансные частоты речевых, вокальных и инструментальных звуков - и другие признаки. Важнейшими функциями звуковой системы являются коммуникативная, информационная, эмотивная, регуляторная.  Cемантика звуков речи и музыки, семантика ладотональности многозначна. Она  включает в себя многочисленные признаки, относящиеся к человеку, социальной и природной среде. В том числе цветосветовые признаки, время суток и года, погода и др. Условно можно выделить утренние и вечерние, дневные и ночные, летние, весенние, зимние, осенние ладотональности [Волчек О. Д. 1986].

Среди всех видов искусства - первенствуют музыка и художественная речь. И в процессе воспитания и развития ребенка речь, музыка  стоят на первом месте.

Интерес психологов к слову в последние годы значительно возрос благодаря использованию метода НЛП,  поиску новых педагогических и выборных технологий, благодаря запросам рекламы. Это и новый чрезвычайно плодотворный педагогический подход к  воспринимаемой информации как звукорезонансным рядам в связи с текущими природными условиями  [И. А. Воронов, 1996].

Из исследований физиологов и цитологов известно, что довольно разнообразные по своей морфологии и функции клетки человека - нервные, мышечные, эпителиальные - обладают сходной чувствительностью к одним м тем же звуковым частотам. Эти частоты приходятся на области тонов, к которым наиболее восприимчиво человеческое ухо. Эффект от вибрационного действия звуков низкой интенсивности возникает из-за  механического резонанса и может достигать разрушительных последствий.  Он зависит от времени дня и года,  пола и возраста и усиливается  явлением кумуляции во времени [C. В. Кравков 1948, Д. Н. Насонов, К. С. Равдоник 1950, С. Н. Романов 1983]. Неслучайно, по-видимому  то, что у детей постоянно занимающихся музыкой  раньше наступает пубертат [O. Langdon 1961].

Особое место в речи занимает  имя человека, с которым связано много верований и обычаев и в наше время.   Книга П. А. Флоренского «Имена», работы Б. Ю. Хигира, а также перечисленные выше исследования побудили нас к экспериментальному изучению влияния имени на его носителей. В период 1996-1997 гг были обследованы 1901 человек, юношей и девушек. Численность лиц с одинаковыми именами для самых распространенных имен составила от 176 до 19 человек. Исследовались показатели роста и массы тела в 20 лет, эмоциональной направленности [Б. И. Додонов 1978], мышления [ E. P. Torrance 1988], комплексной самооценки [В. Н. Куницына 1995]. Наряду с этим изучались цветовые ассоциации на 50 русских имен и частота встречаемости тех или иных имен среди наиболее успешно реализовавших себя лиц разных профессий. Как оказалось, по большинству показателей между носителями разных имен имеются глубинные отличия, p<0.05-0.001.

Выводы. Звуковая среда, система звуковой коммуникации человека, несмотря на слабые по мощности параметры, благодаря своим резонансным механизмам воздействия и кумуляционному эффекту является мощным фактором развития интегральной индивидуальности.  Регуляторная функция звуковой среды значительно больше, чем принято считать.  Эволюция в музыке и речи, так называемая мода на имена, по всей вероятности есть проявления самоорганизации человеческого общества как сложной системы, его адаптации к изменениям в природной и социальной среде.