Дети поют в хоре

СОВРЕМЕННАЯ МУЗЫКА И МОЛОДЕЖЬ

 
Публикации
На главную
О себе
Контакты
Задания

Гуманитарное образование: история и современность. Матер. межд. научно-практ. конф. Ред. и сост. И.П.Вишнякова-Вишневецкая. – СПб.: Береста, 2005, С.89-91.


Известно, что музыка имеет следующие функции: эмотивную, коммуникативную, воспитательную, пропагандистскую, регуляторную, диагностическую. Она способна быть индикатором общественного сознания и настроения, отражая текущие и наступающие изменения в природной и социальной среде. Нами обнаружено, что соотношение мажора и минора, доминирующих тональностей сопряжено с динамикой таких геокосмических факторов как гравитация и межпланетное магнитное поле, p? 0,01 (О.Д.Волчек, 1997, 2004).

Музыка из всех видов искусств за последние 20 лет по ее «потреблению», значимости перешла с 4-го на 1-е место. Но львиную долю в музыке составляют вокальные миниатюры всевозможных жанров от духовных песнопений, романсов до популярных песен поп-, рок-, диско- и других направлений. У молодежи, согласно опросам, лидируют жанры поп-, шансон, рок-музыки. И там вокальные миниатюры занимают самое большое место. Истоки этого выбора ведут в XIX век – эпоху романтизма, к Lied или Lieder, что в переводе с немецкого можно толковать как «песни», но очень выразительные и в своеобразной форме. Как жанр песня родилась в середине XVIII века, а к середине XIX века Lied во Франции приобрела особую форму – chanson.

Развитие радио, кино, ТВ, новых средств записи и воспроизведения музыки привели к революции в поп-музыке и её доступности разным слоям населения. За последующие годы интенсивное развитие затронуло и жанры рока, фолк-музыки, и шансон. Развитие техники привело к появлению в 80-е годы XX века стиля техно, а с 90-х годов тенденция к кибернетизации музыки отразилась в стиле «dance», росту «однодневного товара» для потребностей юной публики, например, «Spice Girls», «Блестящие» и т.п. Недавно возникло совсем новое направление – стиль транс, рейв-культура, где доминирует ритм, воплощение потребности в чувственной любви.

Компьютеризация дала возможность всем желающим самим творить музыку, но мелодист, а это главное для композитора, явление редкое и потому при кажущейся легкости создания музыки – шедевров не видно. Больше всего ценится и труднее всего дается в музыке мелодичность. Ряд современных композиторов-профессионалов, не имея мелодического дара, но с жаждой обратить внимание на свои творения сочиняют, подражая Эдисону Денисову, Галине Уствольской. Они стремятся уйти от кумиров традиционной классической музыки. В итоге в их стиле отсутствует и самобытность, и мелодичность, но есть схожесть – взамен мелодии так называемые шуршало и наплывало.

Пианист с мировым именем Михаил Плетнев (2004) оценивает сугубо пессимистично положение дел в музыке: «Пыль лежит толстым слоем. А из нее ничего не может получиться… Я считаю, ситуация почти безнадежная. Чтобы наступил какой-то реальный сдвиг, должно смениться поколение… Эра классической музыки закончилась. Сейчас какой-то агонизирующий момент». А вот что говорит по этому поводу А. Журбин (2004): «Тенденция такова, что не только мы, но весь мир всё больше попсовеет. Есть даже официальный термин в Америке: «диснеизация» мира. Когда всё кругом превращается в Диснейленд, артисты ненастоящие, музыка ненастоящая, чувства ненастоящие, становится жутко. Много появилось молодых интеллектуалов, а ярких талантов, личностей не видно. Почему у нас сегодня нет эстрады? Личностей нет. Голосов полно, а персон нет. Все поют одно и то же. Кругом безликость, безличность… всем обществом, эстрадой управляет «ухватническая» психология.

Думаю, что личности, пусть и немногочисленные, имеются, но вот пробиться к слушателю им весьма тяжело. Или слушателю, зрителю материально не осилить свою потребность встречи с представителями истинного искусства, такими как В.Спиваков, Е.Колобов, В. Гергиев, А.Градский и др. Как говорил В.Спиваков: «Искусство должно изменять жизнь, чтобы силы зла не перевешивали…». С другой стороны, гений делает то, что должен, талант – то, что может. Талант часто уязвим, отнюдь не все умеют держать удар. Но таланту и гению свойственна такая черта как нонконформизм, упрямство, стремление идти своим путем и, одновременно, как отмечал К.Юнг, хрупкость телесной и душевной организации. Не потому ли преждевременно ушли из жизни Бизе, Мусоргский, Шуберт, Шуман, Дунаевский, Прокофьев, Мокроусов. Д.Шостакович после несправедливой критики оперы «Леди Макбет Мценского уезда» не написал больше ни одной оперы и балета, несмотря на огромные замыслы.

Как свидетельствует Н.Курчан (2004), примерно каждые 300 лет музыкальная гармония изживала себя грандиозной переменой. X-XI века – одноголосье сменяется многоголосьем; XIV-XVII век – рождается опера и новая гомофоническая музыка; XX век – создание сериализма, сонористики, электронной музыки и возвращение к старинным мадригалам. В настоящее время имеется бесконечный каскад техник сочинения, типов-жанров музыки, что дает картину мира – хаоса и катастрофы. Специфичен каждый вид музыки и не видно пути к их объединению. Так есть путь пения в чистом строе Егора Резникова – исполнение христианских песнопений V-XII веков, когда само слово молитвы звучит, и храм резонирует. Есть звуковой образ «григорианского хорала», который используют рок- и поп-музыканты, например, ансамбль «Сирин». Возрождается и практика современных духовных песнопений, где, в отличие от поп-музыки, нет места греху уныния. Духовную музыку исполняют самодеятельные и профессиональные хоры и оркестры, такие известные певцы как Бичевская, Смольянинова, Погудин. К сожалению, подобная музыка исключительно редко проникает к слушателю через радио и ТВ. Работает поговорка – кто платит, тот и заказывает музыку. Вот почему необходимо прислушаться к высказываниям академика РАЕН И.В.Смирнова о неотложности введения закона об информационно-психологической безопасности, с учетом влияния рекламы, фильмов, передач на ТВ, звучащей в СМИ музыки. Как показывает психотерапевтическая практика И.В.Смирнова (2004), у многих людей дезавуированы высшие, базисные понятия и идеи – идеи Бога, семьи, Родины и др., дающие смысл жизни. Их заменила идея жизни ради денег, что подталкивает нередко к криминальному поведению. А само ТВ подталкивает зрителей к ажитированной депрессии, когда человек находится в тяжелейшем депрессивном состоянии, но при этом ведет себя очень буйно. Людям не хватает позитивной телеинформации, включая и музыку.

Нами проведен анализ песен, награжденных «Золотым граммофоном» в декабре 2004, а также в передаче «Новые песни о главном» - 1 канал ТВ, 1.01.05. Выяснилось, что из нескольких десятков песен лишь ОДНА в мажоре, а свыше 95% - в миноре!! И «Всё будет хорошо», и «Чита-дрита» Верки Сердючки – примеры ажитированной депрессии. В то же время, если вспомнить происшедшие и, по-видимому, грядущие природные катастрофы, данный факт отвечает приведенному выше мнению Н.Курчан, диагностической функции музыки и закономерен. Тем не менее, шоу-бизнес может быть разного уровня, например как у Маккартни, Элтона Джона, Стинга. Настало время и нам защитить, возродить свою культуру, свою музыку, эстраду высокого класса. Музыку, где в полной мере осуществлены ВСЕ ее функции, в том числе и регуляторная, помогающая уравновешиванию с окружающим миром, адаптации к смене климата; и воспитательная, способствующая формированию актуализированной Личности у подрастающего поколения. Для этого требуется планомерно и регулярно поддерживать истинные музыкальные таланты, таланты-личности и обеспечивать доступность их творчества и музыкального образования всем желающим.