ЗНАЧЕНИЕ МУЗЫКИ И СЕМАНТИКА ЕЕ ЗВУКОВ

 
Публикации
На главную
О себе
Контакты
Задания

Материалы к курсу лекций «Музыкальная психология» С.-Петербург Издательство «Книжный Дом» 2010


Аннотация

Книга О.Д.Волчек «Значение музыки и семантика ее звуков» – СПб.: СПбИГО; ООО «Книжный Дом», 2010, -164 с. подготовлена как учебное пособие. Раскрывается значение музыки, ее функции, и подробно диагностическая, прогностическая функции социальных процессов. Воссоздана картина музыки 21-го века, показаны межпоколенные различия в музыкальных предпочтениях петербуржцев. Интересны сведения о влиянии музыки, ее вибрационном воздействии, использовании музыки в лечебных целях; для развития индивидуальности. Приводятся данные о голосе как своеобразной характеристике человека; о сопряженности музыкального мышления, акустического языка эмоций с изменениями природной среды обитания. Затронут вопрос т.н. магии «живого звука» в сравнении с исполнением  «под фанеру».

Книга содержит практические сведения и рекомендации по проведению сеансов свето-музыкотерапии. Особую ценность в этом плане представляют таблицы смыслового значения тональностей. Ясный, доходчивый стиль изложения, многочисленные рисунки, в том числе и цветные, делают содержание понятным и запоминающимся.

Книга адресована будущим психологам. Она представляет большой интерес для музыкантов, музыкальных редакторов, медиков, а также для широкого круга читателей, интересующихся как гуманитарными, так и естественными науками.

 

Предисловие

«Наука о звуке может быть использована в целительстве, образовании, бизнесе, промышленности, коммерции, политике… Но наилучшее использование ее состоит в духовном развитии».Хазрат Инайят Хан.

«Неужто музыка способна на то, чтобы разбудить, настолько разогреть воображение, что ты можешь даже вообразить никогда не виданное? Есть сладкая тоска по будущему, по еще неизведанному, ожидание грядущего необыкновенного счастья – все это было в той невероятной музыке»  Юрий Рытхеу о концерте симфонического оркестра, когда ему было 9 лет.

В IV в. до н. э. Платон утверждал: «Музыка – это самое мощное средство, потому что ритм и гармония живут в душе человека». Музыка в древнем Китае трактовалась как дело величайшей важности. Она была государственным культом, способом постижения и воздействия на нравы и настроение народа, на управление людьми, удержание их в покорности и смирении. Сто лет назад в Петербурге была издана книга выдающегося индийского музыканта и общественного деятеля Хазрата Инайята Хана Мистицизм звука. В ней он писал: идея об исцелении через искусство музыки в действительности принадлежит к начальной стадии развития человека. В самой глубине человеческого существа гармония работы Вселенной складывается в совершенную музыку. И если когда-нибудь гармония в космической системе утрачивается, тогда пропорционально этому в мир приходит бедствие. Звук оказывает большое влияние на человеческое тело. Весь механизм тела – мускулы, циркуляция крови, нервы – все приводится в движение силой вибрации. Не существует лучшего и более подвижного резонатора звука, чем человеческое тело. Звук воздействует на все железы, на каждый атом тела, и каждый атом звучит в ответ. Но музыка, помимо силы, есть опьянение. Она опьяняет тех, кто слушает, а еще сильнее тех, кто играет или поет сам! Поэтому в арабских странах существуют ограничения на слушание и исполнение музыки.

Фактически современная наука открывает то, что было известно древним ученым, обладавшим целостным восприятием мира. В последние десятилетия российскими медиками активно разрабатываются направления виброакустики, биорезонансной терапии. Показано, что акустическая среда – основной механизм морфогенеза в реализации генетической программы растущего организма. Открыты фотонные и акустические излучения при делении клетки, волновые взаимодействия между клетками и развивающимися зародышами. Моделирование подобных излучений, направленных в определенное место организма, без лекарств и хирургических операций позволит исправить уродства и последствия травм, ликвидирует опухоли и другие нарушения.

Для меня толчком к собственным исследованиям по музыкальной психологии стали идеи статьи «Молекулы слушают музыку» (C,Э.Шноль, А.А.Замятнин, 1968), сведения о тональном колорите и изменчивости камертона. Параллельно с этим меня увлекли поиски в области биоритмологии и экопсихологии – воздействия изменчивости природных условий на развитие человека и социальные процессы. Позже к ним добавилась тема воздействия звуков речи, собственного имени человека. Более десяти лет я читаю авторские курсы лекций: Экопсихология, Музыкальная психология, Слово, имя и человек. В курсе лекций по экопсихологии отдельное внимание уделено адаптации человека к среде обитания в текущий период климатических изменений, видам адаптации, где особую роль играют музыка и речь. В настоящий период культура, образование – один из главных способов спасения человечества, его выживания. Культура, искусство и, прежде всего музыка являются источниками развития человека и формирования духовности.

Представленная книга подготовлена как учебное пособие к курсу лекций «Музыкальная психология». В ней я стремилась показать значение музыки и различные области ее применения, механизмы воздействия звуков; раскрыть многочисленные функции музыки, подробно описав диагностическую и регуляторную функции. Обзор литературы позволил воссоздать картину музыки XXI в., а специальные исследования выявить межпоколенные различия в музыкальных предпочтениях петербуржцев. И анализ научной литературы, и результаты моих исследований говорят о мощном потенциале воздействия музыки на развитие личности. Отдельная глава в книге посвящена языку музыки, семантике тональностей, музыкальных звуков 12-тоновой шкалы, семантике вокальных гласных. Эмпирические данные свидетельствуют о сопряженности эволюции музыкального мышления, акустического языка эмоций с сезонными и многолетними изменениями геокосмических природных условий. Затронуты вопросы зонной природы слуха, магии «живого звука» в сравнении с «фанерой». Третья глава содержит сведения о свете и цвете, светомузыке, рекомендации по свето- и музыкотерапии, что может успешно осуществляться при опоре на сведения о семантике цвета и 24-х ладотональностей, приведенные в Приложении.