СЛОВО И ПРАКТИКА ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ, ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЭКОЛОГИИ

 
Публикации
На главную
О себе
Контакты
Задания

Ученые записки СПГМУ им. Ак. И.П.Павлова, Т.17, №1, 2010, C.5-13


Практика использования силы слова

         Еще древние знали силу изреченного слова. Сократ говорил «…Ибо все хорошее и плохое порождается в теле и во всем человеке душою, именно из неё проистекает, точно также, как в глазах все проистекает из головы. Поэтому и надо, прежде всего и преимущественно лечить душу. Лечить же душу… должно соответствующими заклинаниями, последние же представляют не что иное как верные речи: от этих речей в душе укореняется рассудительность, а её присутствие облегчает внедрение здоровья и в области головы и в области всего тела» [Цит.: 14, С. 13]. 

Древние мистики знали, как надо использовать голос при произнесении мантр, песнопений, молитв, утверждений, песен радости. Оттуда к нам идут так называемые святые, мистические слова. Например, ОУМ - символ Всего, начиная с вечности, или АУМ. У Георгия Гулиа говорится о старинной песни - “Песни ранения”, которая утоляла боль при операции воинов. Она заглушает боль, лечит раны и укрепляет сердце. Существуют индийские молитвы - мантры. Они индивидуальны. Считается, что постоянное повторение “мантры” способствует обретению душевной гармонии и обостряет работу сознания. Молитвы формулируют наши желания и изменения, которые мы хотим вызвать в себе и других. Их произносят наедине и в группе, что подчас эффективнее, с определенным ритмом и представлением желаемого. Действие молитвы зависит от времени действия, места и позы, от манеры произнесения соответствующих слов [11, 19, 22].

Многие древние религии использовали и используют в своей практике так называемое календарное чтение канонических текстов. Это гармонизирует человека с природой, физикой Солнечной системы, физикой Космоса. Так, по мнению И. А. Воронова [9], дни самых сильных деформаций нашего биополя древние наблюдатели отследили и назвали церковными “праздниками”. В них не работают, а при помощи  «звукорезонансных рядов – молитв» и цепочек мыслеобразов – «икон» адаптируются к окружающему миру.

Слова нередко имеют тот же эффект, что и медикаменты, только куда более быстрый и сильный. Есть стрессовые слова, для разных людей в разном возрасте они разные. Для организма слова являются тем, что они субъективно значат для данного человека. Имеется метод «магических слов». Он основан на целенаправленном использовании работы мозга и непосредственном обращении к нашей нервной системе [6].

Нахождение магических слов может помочь справиться с болью, физическим недугом, болезнью, решить личные проблемы, побороть вредные привычки. Каждое слово подключено к телесным реакциям и потому есть власть слов, их влияние на мозг, на тело. Именно это и лежит в основе популярного сегодня метода НЛП - нейролингвистического программирования. Основатели НЛП - Ричард Бендлер и Джон Гриндер, психотерапевт и лингвист, обнаружили, что эффективность работы ведущих психотерапевтов определяется их верой в успех и умением найти “ключ”, верное обращение к мозгу своего пациента с учетом его состояния, его особенностей. НЛП позитивно влияет на внутренние процессы, трансформируя нейронные связи в мозге. Главное - найти магические слова, которые обеспечат хороший мышечный тонус, творческий подход, помогут пересмотреть, изменить отношение к стрессовым ситуациям. Такими магическими словами могут стать слова «Я», что повысит самооценку, собственное имя человека [4]. Все методики НЛП предполагают доступ к переживаниям человека и изменение их последовательности и силы. Например, за счет использования сдвигов в глагольных времен. В частности, говоря о проблеме в прошедшем времени, мы её сдвигаем в прошлое. НЛП помогает создать причинно-следственные связи, а отсюда желаемое поведение [2]. 

Владимир Маканин в своей повести «Предтеча» описывает подлинные случаи исцеления рака экстрасенсом, носящим в повести имя Сергей Степанович. Это истории исцеления, произошедшего в первую очередь за счет живого звучащего слова. Целительный талант у Сергея Степановича обнаружился после травмы головы, одним из последствий которой стали возникающие время от времени периоды необычайной говорливости. Именно в эти периоды и были сильные эффекты воздействия предтечи на других. Он лечил приговоренных к смерти - последняя стадия рака желудка - комплексно: диета, кальций, настои трав, смена образа жизни. Однако, его личное воздействие было ключевым моментом. До двух недель целитель находился один на один неотлучно со своим подопечным. Лечение проходило по следующей схеме. Голод, продолжавшийся неделю, когда пациент получал лишь кальций в определенной форме и питье. Одновременно к физическому стрессу от голода добавлялся психический стресс, а именно: Сергей Степанович всю первую неделю нещадно, самыми последними словами ругал своего больного. Затем, когда воля больного была сломлена, и организм после голода вступал в новую фазу всплеска жизненных сил, «отрицательное» говорение сменялось положительным:  «ты сможешь, у тебя получится, болезнь уйдет» и т.п.  Наступало время настоев трав, и постепенного выхода из голода. Все эти дни, недели круглые сутки напролет целитель неотрывно говорил и втирал свою энергию больному через руки. Фактически вначале происходила подготовка больного к максимальному психическому и физическому воздействию, а потом формирование у него мощной и длительной установки на выздоровление, на долгую жизнь и смену образа жизни, вплоть до переезда в другой город.

Немаловажно и то, что предтеча, по выражению В. Маканина, был ночным гением. Эффект от ночного внушения -  наиболее сильный [15].

Удивительными способностями к гипнозу и самовнушению обладал Григорий Распутин. Он легко гипнотизировал цесаревича по телефону, успешно применял и самовнушение. Когда Распутина ранила в живот Феония Гусева, все считали его положение безнадежным. Но очевидцы рассказывали, что он лежал и упорно твердил много часов, повторяя «Выживу, выживу, выживу…» И выжил [«Медицинская газета», 2.07.1989].

Малоизвестным фактом является помощь гипнотизера С.В.Рахманинову. После провала в 1897 г. первой симфонии, Рахманинов был надломлен, его вера в себя рухнула. Это была серьезная душевная травма, и композитор решил бросить сочинение музыки. «Меня парализовала апатия. Я ничего не делал и не находил ни в чем удовольствия… Я не жил – я вел растительный образ жизни, лодырничал и ни на что не надеялся» -  [20, С.81]. Так с небольшими исключениями прошло два года. Когда друзья Рахманинова обратились к доктору Далю за помощью, тот спросил, что именно они хотели, чтобы Рахманинов сочинил, и получили ответ: концерт для фортепьяно. Именно его композитор обещал в Лондоне и в отчаянии отложил. С января по апрель 1900 года Рахманинов ежедневно встречался с доктором. «В результате, лежа в полудреме в кресле доктора Даля, я изо дня в день слышал повторявшуюся гипнотическую формулу: «Вы начнете писать концерт. Вы будете работать с полной легкостью. Концерт получится прекрасный!» Всегда одно и тоже, без пауз. И лечение помогло. Уже в начале лета С.Рахманинов снова начал сочинять. А к осени уже были новые сочинения. [20, С.90-91]. 

Другим ярким примером использования слов для оздоровления, смены привычного мышления и отношения к жизни, возвращения к полноценной жизни буквально с того света, является биография олимпийского чемпиона Юрия Власова. Конечно, это выдающаяся личность, с огромным потенциалом воли от природы, что тоже немаловажно. Девизом его молодости были слова Г. Державина – «Сила в том, чтоб дух пылал» [8].

После ухода из спорта, резкого сбрасывания веса, смены больших тренировочных нагрузок малыми и нерегулярными у бывшего чемпиона мира появился букет болезней. Аритмия, хронический грипп, головные боли, сильнейшие боли в позвоночнике, воспаление желчного пузыря, изношенность нервной системы - плата за десять лет жизни в большом спорте без отдыха. Постепенно пришло понимание, что во многом сам расстраивал “деятельность организма всем хламом переживаний ненужных чувств” [8, С. 30]. Осознав это, Юрий Власов начинает искать опору в твердой воле. Однако, болезни не прекращались, они множились и отягощались. Появилась сенная лихорадка, из-за болей в позвоночнике временами он совсем не мог ходить. Так продолжалось пять лет. К старым болезням добавились постоянная повышенная температура, потеря зубов, глазные боли, изматывающие ночные лихорадки с потерей веса за ночь на три, четыре килограмма, бесконечная бессонница. Почти каждый день родным спортсмена приходилось вызывать скорую помощь, фактически он умирал. И вот тогда возникает мысль, что ни в коем случае нельзя жалеть себя. «Всякая жалоба, пусть даже себе, предательство себя, ибо трухлявит волю, умножает энергию болезни, укрепляет зависимость от всех болезней» [8, С. 37]. Знакомство с описаниями жизни таких замечательных личностей как Аввакум, Бехтерев, Пастер помогает спортсмену, а теперь писателю увидеть, что стойкость человека заключается в убеждении, в умении блокировать скверные мысли. Надо изменить главное - отношение к жизни, взгляд на беды, несчастья и т. д., надо научиться сделать жизнь привлекательной. С этого момента Ю. Власов начинает мечтать о солнце, реке и лесе, представлять себя здоровым, повторять себе «Я всё верну, всё!». И с этого времени он начинает медленно-медленно поправляться. 

Словами веры, воодушевления он помогал всё себе преодолевать. Шел и бормотал доказательные слова, беседовал с собой горячо и делался всё нечувствительнее к невзгодам. «Я горел мечтой и верой. Я был в будущем, вставал чуть свет, независимо от того, когда заснул. Шел в парк по любой погоде. Шагал и твердил заклинания» [8, С. 42]

Власов приучил себя говорить страстно, горячо, без малейшего движения губ, чтобы люди не обращали внимания на него. Самовнушением он лечил состояние кровеносных сосудов; стирал и, наоборот, взращивал определенные черты характера; вел постоянный контроль за настроением.

Свои слова-заклинания читал каждое утро и ярко образно при этом представлял то, что говорил. Главное - верить, быть господином своих мыслей и не разочаровываться при срывах. И когда пришла новая беда - диабет, он с ней смог справиться. Лечение по Власову проходило с помощью таких утверждений, заклинаний: «Я здоров, всё неизбежно придет в порядок, все сбои временны. Мой организм подчиняется моим законам - я их ему назначаю. Высший судья над всем - моя воля! Ничего нельзя терять в унынии - всё сбудется.  Никогда не сомневайся в своих возможностях - всё можно!» [8, С. 42].

Злу нельзя уступать. Везде и всюду ему надо противопоставлять энергию поведения и великую жизненную стойкость.

Юрий Власов вернулся к постоянным тренировкам, к постоянной ходьбе на время, к активному писательскому труду.  В перерывах между упражнениями читал формулы воли. «На любое дело иду с отвагой! Никогда не сомневайся в себе и своих возможностях». Кислородные коктейли помогли ему вылечить старый гепатит, и весь организм стал оздоравливаться.

Он научился внушением выправлять сосуды кровеносной системы и ощущать их в любом месте тела. Непременным условием всех его тренировок воли, заклинаний были искренность и последовательность.

Основой искусства жить, которым овладел Ю. Власов, стала освобожденность от любых форм страха. Ведь та же агрессивность и озабоченность во многом порождены страхом. «Ничего не бояться»  - самая общая формула для размагничивания организма от старых стереотипов.

Атлет использовал такие типы формул воли:

  1. отрицание страха,
  2. утверждение и вера в своей правоте,
  3. утверждение веры в любви к жизни,
  4. утверждения в презрении к себе за трусость,
  5. утверждения радостного настроения.

         Из своего опыта он вывел еще такие правила. Когда тебе плохо, необходимо всегда говорить о хорошем, но не наоборот. Или обращать всё в шутку. Говорить формулы воли желательно 20-30 минут каждый день, в особое время, когда нет утомления и раздражения. Говорить время от времени вслух, ярко представляя образы своих формул. Периодически обновлять свои мысленные внушения.

На своем опыте Ю. Власов убедился, что воля, как и мускулы, тренируется и она лечит. Лечит долго, не быстро, но основательно. Он вернулся к активной жизни, он снова стал сильным.

Итак, Власов использовал веру, положительные утверждения, стараясь их представлять как можно ярче, и это ему помогло. Действительно, как выяснилось, надежда имеет нейроэндокринное влияние на организм. Как показано в книге Г. Портер, П. Норрис «Я выбираю жизнь» [18], вера оказывает биологические последствия. На этом построены современный способ визуализации представлений и метод внутреннего диалога, когда человек ведет себя как хозяин своего тела, своего организма.

Визуализация служит связью внешнего и внутреннего и обеспечивает формирование необходимой для выздоровления установки, исходя из идеального желаемого и сосредоточения на теле здесь и сейчас. 

Благодаря этому методу Гарри Портер, будучи ребенком, справился со смертельной опухолью мозга, он полностью вылечился. Мальчик играл с психологом Патрисией Норрис по специально разработанному плану в игры сражения, где использовалось активное воображение, визуализация и образные представления всех боев. Сами сражения были построены в виде словесных диалогов. В них опухоль обозначалась чужеземным кораблем, опасным астероидом, а свои кровяные тельца, лейкоциты, иммунная система - армией, c космической флотилией, которые боролись с чужаками под руководством Гарри. Через некоторое время занятий такими играми мальчик научился управлять своей иммунной системой и диагностировать состояние организма. Так, говоря, что он в виде крошечного существа идет по закоулкам мозга, идет к опухоли и сражается с ней, дает залп, он всё это представлял необыкновенно ярко. В итоге, он постепенно, после года занятий визуализацией и внутренним диалогом, овладел искусством ощущать то, что говорил. Он смог справиться с опухолью. Заметим, что параллельно использовались и медикаментозные средства. Операцию мальчику нельзя было делать. Не воспользуйся родители Гарри необычной возможностью лечения, он был бы обречен.

Бой с опухолью начался с того момента, когда Гарри осознал, что ему грозит близкая смерть и принял решение - установку: «Я выбираю жизнь. Все силы на борьбу с болезнью... Я обязательно выиграю этот бой» [18, С. 99].

Патрисия Норрис дает следующее определение описываемому методу лечения. Метод визуализации - это сознательно выбранные целенаправленные указания, даваемые организму. Образное представление - это спонтанный ответ бессознательного, придающий этим указаниям определенный вид и изменяющий их в соответствии с внутренней необходимостью [18, С. 104]. Метод визуализации особенно эффективен при наличии некоторых познаний по анатомии и медицине, что позволяет вести более четкую локализацию мысленных усилий и представлений. В книге «Я выбираю жизнь» приводится ряд подобных успешных случаев. Один из них - история о пятилетнем мальчике, который сам справился в течение трех недель со своими бородавками, после того как внимательно слушал чтение статьи о Гарри Портере. Когда мать спросила, а где же твои бородавки, он ответил «я их сдумал» [18, С. 109]. Другой случай - о девочке четырех с половиной лет, имевшей ангиомы за глазом. Глазу грозило неминуемое удаление, но произошла счастливая встреча со знатоком возможностей визуализации и девочка под его руководством спасла свой глаз.

Каждый случай лечения визуализацией должен начинаться с предоставления организму плана в виде словесно выраженных мыслей, а затем его последовательного выполнения. Успешная работа психолога с детьми всякий раз начиналась с объяснения существа дела понятным ребенку языком. То есть начиналось со слов, а потом к ним подключались представления [8, стр.110].

Новейшие компьютерные психотехнологии также построены на использовании влияния слова на человека. Современная техника позволяет совместить достоинства и потенции известных способов диагностики и воздействия. Она дает возможность провести идентификацию, установить авторство пиcьменного или устного сообщения. Для этого выделяются инвариантные признаки текста и инвариантные структуры, пространственно-временные особенности замысла произведения, грамматические, коммуникационные, психологические показатели. Как выяснилось, показатели психологического уровня при анализе текстов являются наиболее стабильными идентификаторами, независимыми от объема текста и времени его создания [3]. 

Разработано устройство Альтер Эго для диагностики персональных проблем и тестирования на любом языке. В результате работы с ним выявлена устойчивая корреляционная связь  производящей единицы языка с фоносемантическими частотными интегративными характеристиками базовых структур сознания – по их самоидентификации – названию, а также с иммунной, нервной и другими жизненно важными секреторными системами [24].

В институте компьютерных психотехнологий в Москве с 1973 года идет  изучение возможностей направленного влияния на человека,  на подсознательном уровне.  Получены авторские свидетельства на метод компьютерной психокоррекции. Суть лечения состоит в следующем. Вначале с помощью метода ассоциаций проводится компьютерная психодиагностика по электроэнцефалограмме. Компьютер “обманывает” сознание, разные формы психической защиты. Пациента тестируют на основе компьютерного психосемантического анализа, идущего в неосознаваемом режиме. Ему предъявляют на экране монитора тестирующие слова с такой частотой, при которой мелькающая информация воспринимается мозгом человека, но не может быть им самим оценена на сознательном уровне. В результате компьютерной обработки реакций мозга на предъявляемые слова выявляются наиболее значимые для данного человека темы - семья, школа, друзья, алкоголь, любовь и др. - и его особенности, нуждающиеся в психотерапии. После глубокого и всестороннего анализа полученной информации психолог составляет так называемую словесную фабулу, призванную создать новую установку. Она записывается на аудиокассету в специальном режиме подобно шуму. Пациент её слушает несколько раз в день, воспринимает заложенную информацию как свои собственные мысли и побуждения. Итог - постепенные изменения личности. Происходит полная психическая и физическая реабилитация. Лечение и психокоррекция осуществляются введением корригирующей информации неосознаваемым путём. Практика показала, что овладение медитацией, аутотренингом далеко не всегда помогает решить проблему внутренней гармонии. Хотя состояние может улучшиться, регуляция поведения, эффективность деятельности могут быть недостаточны. Для глубинной коррекции надо знать, что происходит во внутреннем “Я”, его конфликты. Необходима психотерапия, её и обеспечивают, но в короткие сроки,   новейшие психотехнологии.

Эффект лечения значительно повышается и длителен при сочетании корригирующей информации с воздействием специальных сенсорных сигналов (запаховых, зрительных, звуковых) на фоне приёма некоторых лекарств. В итоге вырабатывается импринтинговая реакция, повышаются память и внимание, оптимизируется состояние [22].   

Описанные приемы и методы лежат и в основе аутогенной тренировки - АТ, которая находит все большее и большее применение у самых разных людей.

 Внушение, самовнушение, внушаемость и гипноз

Слово “внушение” встречается на страницах Библии 12 раз как программирование неким лицом других в благонамеренных целях. Часто оно упоминается в связи с  воспитательным процессом – “И сие внушай им, чтобы были беспорочны” (1 Тим. 5, 7). Показано, что внушение может быть и злонамеренным. В Библии же описывается и приём индивидуальной суггестии, который используется в наше время: «Ибо так говорил мне Господь, держа на мне крепкую руку и  внушая мне не ходить путем сего народа …» (Ис. 8, 11).

Известно, что многие вегетативные функции организма могут быть сознательно управляемы посредством специальной тренировки, самовнушения - АТ. Аутогенные тренировки - это школа самообладания путем сознательного самовнушения. Она базируется на поддержании определенного ритма дыхания и использовании необходимых представлений и чувственных образов. Главное - научиться избавляться от своих отрицательных установок, представлений и образов [11].

Стоит помнить, что согласно В. М. Бехтереву каждому человеку нужна своя формула внушения, самовнушения. Она произносится от своего имени, в утвердительной форме, в настоящем времени, с активным представлением того, о чем говорится [7, 17]. 

Мысленные словесные внушения также всегда необходимо строить в виде утверждений. Они должны быть предельно простыми и краткими. Мысленное произнесение слов осуществляется в медленном темпе в такт дыхательным движениям. При вдохе произносится одно слово, при выдохе - другое. Аутогенные тренировки, медитация, самопрограммирование личности и повседневная самоорганизация (планирование) имеют много общего с гипнозом и самогипнозом. Все они содержат приёмы манипулирования чувственными образами [11, C. 102, 224, 228]. 

И. Смирнов со своими сотрудниками проверял эффективность разных текстов медитации, аутотренинга, внушения. Выяснилось, что обычные тексты малопригодны из-за большого объёма и ненужности грамматических конструкций. Напротив краткие тексты – фабулы, с использованием коротких литературных фраз, сказок,  фольклора, поэзии, богословской литературы, были  гораздо действеннее. Самыми лучшими для внушения на неосознаваемом уровне оказались простые, короткие формулы, состоящие из двух-трёх слов, но приводящие в действие архетипические семантические связи. Например, как у М. Булгакова – «Невидима и свободна» [22, C. 253]. Как показали эксперименты, возможна экстренная коррекция поведения и неосознаваемое формирование установки. При этом более эффективны фабулы с отрицательной эмоциональной модальностью. Фабулы с позитивным моделированием состояния и поведения требовали для заметных изменений в 3-5 раз больше времени. Кроме того, на некоторых субъектов они просто не действовали. Любой вариант индивидуализации как негативных, так и позитивных фабул (от включения развёрнутого индивидуально значимого сценария до использования просто имени субъекта) приводил к резкому возрастанию эффективности и негативных и позитивных фабул. Главное, чтобы фабула была на языке данной личности. Составление фабулы и кодирование - очень трудоёмкий процесс. На одну минуту текста уходит примерно полтора часа. Важно и каким голосом начитывается фабула,  и как к человеку обращаются. Но также важно, чтобы потом и во сне и в трансе, и в медитации,  и тем более в бодрствующем состоянии, человек не осознавал акустического внушения [22, C. 306, 411].

Для получения желаемого эффекта по выработке многолетней установки совсем не обязательно обладание знаниями и способностями гипнотизера. Порой достаточно интуиции и любви. В своей во многом автобиографической книге «Обещание на рассвете» Ромен Гари рассказывает о предыстории своей яркой жизни, о детстве. Его мать мечтала, чтобы сын стал известным, знаменитым человеком – писателем, военным, политиком, неотразимым мужчиной. Утром, еще не окончательно проснувшись, мальчик слышал подобные мечты и уверения матери, он обещал ей быть таким. Он стал таким, несмотря на все преграды и превратности судьбы [10].

Методы неосознаваемого внушения, в том числе и акустической психокоррекции, полезны и для решения социальных задач, во время стихийных бедствий, при ликвидации массовой паники и т. п. В отличие от других методов они намного гуманнее. Так модулированную (специально обработанную)  фонограмму можно встраивать в любую акустическую программу: радиопередачу, телефонный разговор, трансляцию музыки. Применение подобных техник открывает новые перспективы в медицине, педагогике, социальной практике [22, C. 314-317].

Механизм действия словесных внушений заключается в том, что существует филогенетически закрепившаяся охранительная роль внушаемости. Поэтому и самые волевые люди могут, снижая временно свои волевые процессы, подвергаться гипнозу и внушению. Так применение гипноза помогало повысить выносливость и работоспособность парашютистов и космонавтов,  воздействовать на их обменные процессы, снять отрицательное влияние невесомости. Пусковым моментом гипноза является филогенетически обусловленный рефлекс следования за лидером. В церкви, во время службы им является проповедник, на митинге - оратор и т. д. [11, C. 136, 146-147]. 

Итак, слово служит главным орудием речевой психотерапии. Оно является важным физиологическим фактором, оказывая раздражение на глубокие и скрытые физиологические процессы. Но всякое слово как раздражитель является безразличным для человека до тех пор, пока в коре его мозга не возникнет условно рефлекторная связь между этим словом и тем или иным условным раздражителем первой сигнальной системы. Например, слово боль обретает определенный смысл лишь после сочетания с действительной болью. Тогда на слова “укол булавкой” или “очень больно”, да еще с определенной интонацией, будет сильная физиологическая реакция. Установлено, что условным раздражителем второй сигнальной системы является,  прежде всего, смысловое значение слова-раздражителя, а не его звуковой образ. То есть семантика, содержание, а не сонорика – звучание [17, С. 17, 22]. 

Возможности внушения, внушаемость неразрывно связаны с состоянием человека. Поэтому психотерапевт- гипнолог стремится пациенту во сне внушить верное поведение, забывание навязчивости. В бодрствующем состоянии, напротив, внушается активное усиление патологической навязчивости. Больному дается инструкция сознательно усиливать все проявления навязчивости.

Для слабой коры, при низком тонусе больших полушарий, благодаря малому сопротивлению, слово, приказ делаются абсолютным, роковым образом действующим раздражителем и в гипнозе и затем, по возвращении субъекта в бодрое состояние.

Внушение может происходить как намеренно, так и не намеренно. Оно может осуществляться иногда совершенно незаметно для человека, воспринимающего его. И в бодром состоянии нередко может быть совершено невольное внушение при общении одного человека с другим. Это внушение редко действует сразу. Чаще оно медленно, но верно укрепляется. На этом и основано воспитание, воспитание на личном примере.

Внешне внушаемость происходит не на основе логики, а путем совершенно безотчетного подчинения воздействию. Человек не дает себе отчета в такой подчиняемости и продолжает считать свой образ действий результатом собственной инициативы. Большая или меньшая внушаемость присуща всем людям, она служит источником постоянных иллюзий. Предохранить себя от неё крайне трудно даже при всем возможном напряжении ума. Но чрезмерная внушаемость, незаконная, неодолимая – это уже анормальное явление. Оно – следствие относительной слабости критики, логического мышления на фоне сниженного тонуса коры головного мозга [17, C. 31-32].

Полная негипнабельность может быть у мыслительного типа, при высокой силе нервной системы и уравновешенности основных корковых процессов. И, наоборот, высокая гипнабельность характерна для художественного типа. Неслучайно при гипнозе происходит отключение левого полушария и функционирование правого полушария мозга [13, 17]. Полная негипнабельность достаточно редкое явление. В свое время в Америке  появилось новое направление мужской прозы и плеяда его молодых представителей, одним из них стал Эрнест Хемингуэй. Их наставницей была Гертруда Стайн. В молодости она училась у знаменитого психолога Уильяма Джеймса. Исследование гипнабельности студентов под его руководством выявили отсутствие гипнабельности у единственного человека -  Гертруды Стайн [23].

Страх, трусость, боязливость находятся в определенной связи по И. П. Павлову с гипнотическим состоянием. Противодействие внушению имеется при высоком тонусе всей коры мозга, наличии жизненного опыта, твердых знаний, критического отношения к содержанию словесного воздействия [17, C. 34, 35].

Джон Гриндер считал, что любая коммуникация – это гипноз, цель любого разговора. Когда мы что-то комментируем, то стараемся вызвать в своем партнере определенное состояние, используя последовательности звуков, называемых «словами». По мнению Д.Гриндер и Р. Бэндлер, профессиональные коммуникаторы должны знать официальный гипноз, чтобы быть успешными. Большинство психотерапевтических техник опирается на гипнотические явления. Так признанные мастера психотерапевты Милтон Эриксон и Вирджиния Сатир были очень точны в использовании слов, интонации, громкости, паузах. Гипноз как терапевтический инструмент гораздо легче используется тогда, когда человек  не знает, что он находится в трансе. В этом случае психотерапевт может общаться с подсознанием пациента гораздо свободнее [12].      

Древние ученые, монахи, воины разработали уникальную педагогическую систему. На современном языке её можно было бы назвать суггестопедией – теорией и практикой внушения в тренировочном процессе. Ещё точнее – нейропрограммирующая суггестопедия методами психомоторных упражнений, эйдетического и звукорезонансного воздействий, моделирующих спектр психотропных скачкообразных изменений физических характеристик географических полей. Сходное имеется в старинных боевых искусствах Китая, в древнерусской книге Велеса, в работах А. Суворова «Полковое учреждение», «Наука побеждать». В частности, «Науку побеждать» требовалось читать НАИЗУСТЬ дежурным штаб-офицерам перед строем ПОСЛЕ КАЖДОГО УЧЕНИЯ в присутствии генералитета и ПОВТОРЯТЬ С РАЗЪЯСНЕНИЯМИ ротным командирам, унтер-офицерам и капралам. Кроме того, воинам надо было твердо знать и ежедневно утром и вечером повторять вслух наизусть четыре молитвы. Александр Суворов говорил: «Сегодня молиться, завтра учиться, послезавтра – победа или смерть» [9, С. 70].

Реконструкция И. А. Вороновым «Науки побеждать» продемонстрировала её  высокую современную эффективность в регуляции поведения и мышления воинов.  Кроме того, на основе древнекитайских и русских воинских трактатов им создана и апробирована система 72-х воинских искусств, а также  более простая, оздоровительная система. Все системы имеют следующую структуру: 1) гимнастические упражнения, 2) мыслеобразы – визуализированные представления, 3) звукорезонансные ряды, 4) приуроченность к определенным календарным датам с учетом геокосмических условий.

Как было доказано в многочисленных экспериментах И.А.Воронова и его учеников, подобные системы намного сокращают время обучения, повышают качество подготовки, обеспечивают коррекцию здоровья, усиление защитных функций организма, высокую выживаемость и боеспособность войск в условиях военных действий. В итоге резко снижается время адаптации человека. Роль звукорезонансных рядов здесь неоценима.

Интересен приём психического воплощения, использовавшегося на Дальнем Востоке в известном боксёрском восстании. Наставники командиры заставляли новобранцев вначале читать наизусть особые заклинания, держа глаза закрытыми. Затем те ложились на землю рядами и через короткое время вскакивали, выкрикивая имя и фамилию героев времён древних династий, в которых они воплощались. Девять дней в этом воплощении воины синхронно выполняли боевые упражнения как единый слаженный взвод. На десятый день подготовки они выходили из транса, возвращаясь к своему нормальному состоянию.  После этого, для повторения нужного героического состояния и боевого умения им достаточно было  повторить заклинание один раз. Описанное явление И. А. Воронов называет ТРАНС – воплощение, или эмпатия. Знаменитый гипнотизер Райков внушал своим испытуемым, что они известные художники. После выхода из гипноза у них сохранялись повышенные технические навыки и свобода творческих действий [9, С. 93-94]..

Отметим, что при обучении ТРИЗ - теории решения изобретательских задач по Г.С.Альтшуллеру [2008], используется сходный приём: уподобление изобретателя предмету, который необходимо улучшить, изобрести.

В наше время, в современной Японии на всех предприятиях крупных корпораций проводится своеобразный молебен. На нём перед каждым работником ставится конкретная задача, а затем все хором поют гимн корпорации. Это занимает не  больше трёх минут, а какой эффект!  [9, С. 119].

         Гипноз и преступность

В настоящее время политики, знахари, целители, религиозные неформальные объединения, преступный криминальный мир широко используют гипноз. В последнее десятилетие двадцатого века был отмечен немалый интерес организованной преступности, псевдорелигиозных сект к технологиям гипноза и методам долгосрочного программирования человеческой психики [11, 1997]. Одно из гипнотических явлений – это внушение. По И. П. Павлову внушением за счет многообъемлемости слова можно вызывать в гипнотизируемом человеке разнообразные действия, направленные как на внешний, так и на внутренний мир человека [16]. Наиболее легко и сильно человек подвергается гипнозу в так называемом просоночном состоянии – перед засыпанием, после пробуждения, ночью. Внушающее действие слов может происходить как намеренно, так и ненамеренно и осуществляться иногда совершенно незаметно для человека, воспринимающего внушение [7].

Именно с помощью слова осуществляют кодирование поведения секты,  подобные «Белому братству», что подтверждено существованием «звуковых писем» – восьми аудиокассет протяженностью по 60 минут каждая. Внушением человека заставляют лжесвидетельствовать, добиваются обходить некоторые моральные установки. Гипнозу, внушению помогает монотонная музыка.

Эксперименты показали, что внушением можно преодолеть сопротивление выполнению преступного замысла путем изменения всего морального мира человека; заставить любить, угождать,  стремиться осуществить преступление, написать завещание, повредить здоровью гипнотизируемого.

В наше время гипноз часто применяется в следственной практике для опроса свидетелей. Данный метод особенно эффективен, если после преступления прошел большой срок и свидетель получил психическую травму [11].

Учеными был зафиксирован феномен Зомби – сомнамбулическое поведение в виде реакции на серию слов, фраз, заявлений, неизвестных человеку в его обычном нормальном состоянии. В случаях зомбирования внушение идет в просоночном состоянии, вызванном наркотическим веществом. При этом, чуть позже,  манипуляции с человеческим сознании  «прикрываются» амнезией на всё внушение [11, С. 104-105].

Существуют методы гипноза, осуществляемые без ведома пациента. Один из них -  эриксоновский гипноз. Психотерапевт рассказывает некую историю пациенту, вставляя в текст одиночные слова. В своей совокупности они и составляют определенную суггестию. Каждое такое слово выделяется прикосновением, паузой, стуком, тоном и остается замаскированным общим текстом. В течение одной истории, рассказа такая суггестия повторяется три – четыре раза [11, С. 122].  

Вот пример помощи Милтоном Эриксоном отчаявшимся родителям шестилетней Хейди-Хо, которая воровала дома, у подруг, у друзей семьи, в магазине и лгала каждый раз, когда ее ловили с поличным. Эриксон написал ей письмо: «Дорогая Хейди-Хо, ты, конечно знаешь, что у каждого ребенка есть своя фея, которая следит за ним, когда он растет. Я твоя фея, фея, которая следит за шестилетними детьми. Нас никто не видит, мы же феи. Но тебе наверно интересно как я выгляжу?

У меня глаза на лбу, на макушке головы, под подбородком. Это для того, чтобы я видела всё, что делает ребенок, за которым я слежу. А еще у меня есть уши. Уши на щеках, вокруг шеи, вдоль заднего хвоста и ног. Самое большое ухо на кончике хвоста. Оно поворачивается во все стороны, и я могу слышать все, что ты говоришь, самый маленький твой звук.  У меня одна правая нога и три левых. А еще семь задних ног. У них по 32 пальца. Я люблю ходить босиком, но на две задние ноги надеваю обувь…

Одно, единственное письмо исправило девочку. Оно помогло без запретов и наказаний развиться суперэго, выработать собственное ощущение воли и чувство независимости [26, C.239].

Милтон Эриксон, принадлежащий к основателям гуманистической психологии, изобрел свой метод, чтобы наилучшим образом помогать людям. Спустя десятилетия кое-кто открыл в данном методе противоположные возможности и эриксоновский гипноз активно осваивается некоторыми манипуляторами сознания, в частности, в целях рекламы и продаж.

Известно, что помимо осознанных ощущений могут быть ощущения в скрытой форме. Установлено, что неосознаваемое восприятие может обладать определенным физиологическим действием. Современными учеными показано, что подпороговые стимулы в известных обстоятельствах могут выполнять командную функцию, влиять на поведение. При этом человек не осознает, что его поведение определяется внешними факторами, а не его собственным выбором. Подсознательная стимуляция эффективна в случаях, когда она не противостоит привычкам и актуальным установкам человека. Специфика действия подсознательных стимулов – слуховых, зрительных и других на психику человека имеет много общего с эффектом постгипнотического внушения. На этом основан суггестологический метод обучения Г. Лозанова, методика интенсификации обучения В.В. Петрусинского. Но эти же методы могут использоваться и в преступных целях [Цит.: 11].

В последние годы всё шире применяется так называемое нейролингвистическое программирование - НЛП, создателями которого считаются  Ричард Бэндлер и Джон Гриндер. Оно действует благодаря  регулирующей силе образов – зрительных, слуховых и прочих, которые намного мощнее и действеннее словесных и речевых внушений традиционного гипноза. Наработки НЛП используются в рекламе, на телевидении, в целях прямого программирования зрительской аудитории, её вкусов, убеждений, потребностей, а также в осуществлении корыстных замыслов криминальными элементами. 

Слово и сознание масс

С 50-х годов в США осваиваются манипуляции общественным сознанием посредством техники подсознательного внушения. Законопроекты против использования этой техники у сенаторов не прошли [11, C. 123].  С наступлением перестройки возможности воздействия словом на подсознательном уровне в рекламных целях, в политических компаниях стали активно применяться и в нашей стране. Так существуют программные продукты для воздействия на аудиторию путем различных словесных построений, например, программа ВААЛ. Администрация президента Ельцина приобрела её еще в 1992 году, а на конец 1998 года было продано более 1500 копий ВААЛ [25].

Программа поведения человека закладывается в разных вариациях в подсознание словами и только ими. Суггестивные психологии относятся к  психотехникам, направленным на перевод человека в измененное состояние сознания. Они используются в сектах, рекламодателями, мошенниками, владельцами   лохотронов - бесплатных лотерей и т. д. Одна и та же мысль, но высказанная разными словами, устно или письменно, может вызвать у одних и тех же людей абсолютно разную реакцию - от раздражения до энтузиазма. Например, в рекламе слово «фонограмма» ассоциировалось с чем-то  тусклым, неприятным, шершавым... Всего было затронуто свыше 20 эмоций, но по большей части негативных. Замена на «аудизапись» сразу привела к увеличению числа продаж, так как это слово звонкое, яркое, энергичное, приятное.

Исследования хода предвыборных гонок показали: до 35% «болотного» электората отзываются просто на фонетические параметры призывных материалов. Кроме того, при выборах в мажоритарных округах предпочтение отдавалось наиболее благозвучным фамилиям кандидатов. Точно также реагировали и на названия всевозможных блоков, партий, движений. Из них  «Яблоко» наиболее  ласкало слух избирателя.

Начало этих открытий ведет к исследованиям Ч. Осгуда 1952 г. Он составил 24 шкалы, а на их основе словарь. Каждому созвучию в словаре  соответствовал цифровой код - положение слога по этим шкалам. И отдельный слог, и отдельный текст оценивались по балльной системе. Немаловажно и взаиморасположение слогов. Замена лишь одного слова может существенно изменить воздействие всего текста. Данный метод к условиям русского языка был адаптирован в СССР еще в начале 70-х годов. Исследования шли «втихую» в нескольких академических институтах более 15 лет. Открылись статистически достоверные психологические зависимости между чертами автора, определенными словами из его сочинения и особенностями людей, которым оно нравится. Выяснилось, что по тексту, можно охарактеризовать личность автора или читателя по таким показателям как демонстративность, возбудимость, депрессивность, паранойяльность и т. д. Вдобавок была реализована оценка  с позиций нейролингвистического программирования: подсчитываются набранные текстом баллы по разным каналам восприятия - зрительному, слуховому, чувственному, рациональному - логическому. Эти и другие разработки и легли в основу программы ВААЛ.

Описанные программы способны повлиять на отношение к личности, предмету, явлению. Особенно это касается людей, не слишком глубоко задумывающихся над смыслом происходящего. Исходной причиной является то, что определенные акустические и электромагнитные частоты могут изменить наши эмоции в диапазоне от эйфории до глубочайшей депрессии [25]. Конечная цель программы ВААЛ и ей подобных программ  – оболванивание общества, программирование его поведения. С её помощью можно целенаправленно редактировать любые тексты для достижения желаемых характеристик. Можно настраиваться на различные социальные и профессиональные группы людей, используя близкую им лексику [5, С.171].

В настоящее время продукты ВААЛ совершенствуются и имеют спрос у политмейкеров, рекламистов, работников кадровых служб, писателей, бизнесменов, студентов.

Несанкционированные методы подачи акустической информации опасны своим воздействием на личность. Жизненно необходим закон о психоэкологии, он готовился много лет, неоднократно предлагался И.Смирновым Госдуме, но так и не был принят. 

Акустическое воздействие и проблемы психоэкологии

Обязательным условием неосознаваемой и сознаваемой психокоррекции должно быть соблюдение правовых и этических норм. Другим обязательным условием является необходимость работы с новейшими психотехнологиями врача - психиатра, психотерапевта. С созданием  подобных психотехнологий возникают проблемы психоэкологии, необходимость контроля акустических, визуальных и других потоков информации. Часть её не осознаётся, но воспринимается мозгом, что может как позитивно, так и негативно отразиться на состоянии, психике, поведении человека помимо его воли и желания. Кроме того, в последние годы в нашей стране из-за социальных стрессов идёт формирование подростков с резко изменившимися правовыми нормами и ценностями. В итоге деформируется личность ребёнка, подростка, создаются искажения национального самосознания, национальной культуры и духовности. Всё это составляет предмет психоэкологии. Отсюда необходимость контроля за информационными потоками, чтобы не было манипулирования сознанием, самочувствием, настроением, поведением, картиной мира с помощью новейших психотехнологий воздействия на неосознаваемом уровне [22, С.331-335].

Нужно помнить, что когда мы у экрана компьютера или телевизора во время работы или отдыха, наш внутренний мир открыт и совершенно не защищен от акустического воздействия. На него может быть оказано вредное и злонамеренное воздействие помимо нашего сознания и воли. Важно, что неосознаваемая информация поступает в память, сохраняется там и, что самое удивительное, человек воспринимает её как свою. Аналогично могут действовать и потоки зрительной информации – рекламные видеоролики, видеоклипы, кинофильмы. Особенно серьёзные негативные последствия приносит всё перечисленное детям [22, С. 349-350, 411].

Литература

  1. Альтшуллер Г.С. Найти идею. Введение в ТРИЗ - теорию решения изобретательских задач.- М.:Изд-во: Альпина Бизнес Букс, 2008. - 410 с.
  2. Андреас К., Андреас С. Измените свое мышление и воспользуйтесь результатами. Новейшие субмодальные вмешательства НЛП. - Пер. с англ. - Новосибирск, 1995. - 285 c.
  3. Батов В. И., Сорокин Ю. А. Атрибуция или идентификация // Известия АН СССР, Серия ЛиЯ, Том 47, №5, 1988, С.472-476.
  4. Бендлер Р., Гриндер Д. Наведение транса. - М.: «Прозерпина», 1995. - 304 с.
  5. Березкина О. PR–вумен или игры деловых женщин. – СПб.: Изд-во «Петрополис», 2001. – 332 с.
  6. Бессер-Зигмунд К. Магические слова. - СПб.: «Питер Пресс», 1996. - 224 c.
  7. Бехтерев В. М. Внушение и его роль в общественной жизни. – СПб., 1908.
  8. Власов Ю. Формула воли: верить. // «Аврора», 1985, №9, 10.
  9. Воронов И. А. Тайна 72-х воинских искусств русского «Апокалипсиса». - СПб.: Атон, 1998, - 384 с.
  10. Гари Р. Обещание на рассвете. Авторский сборник.- М.:Пресса, 1996 – 448 c.
  11. Гримак Л. П. Гипноз и преступность. - М.: Республика, 1997. - 304 с.
  12. Гриндер Д. , Бэндлер Р. Из лягушек в принцы. - Воронеж.: НПО "МОДЭК", 1993. - 208 с.
  13. Иванов Вяч.В. Высшие формы поведения человека в свете проблемы доминантности полушарий [Текст] / В.В.Иванов.– М.: Политиздат, 1991. – 384 с.
  14. Литвак М. Е. Профессия – психолог. – Ростов н/Д.: Изд-во “Феникс”, 1999. – 352 с.
  15. Маканин Вл. Предтеча/ Повести. - М.: Из-во «Кн. Палата», 1988, С. 6-128.
  16. Павлов И. П. Полное собрание соч. – М., Л. 1951. Т. 4
  17. Платонов К. И. Слово как физиологический и лечебный фактор. Изд-е 3-е. - М.: Медгиз. 1962. - 532 c.
  18. Портер Г., Норрис П. Я выбираю жизнь. // «Звезда», N4, 1994. С. 85-122
  19. Профет М. Л., Профет Э. К. Наука изреченного слова./Пер. c англ.: «Лориэн», 1996. - 286 с.
  20. Рахманинов С.В. Воспоминания, записанные Оскаром фон Риземаном. – М.: Изд. Дом «Классика-XXI», 2008. -248 с.
  21. Седир П. Заклинания. Пер. с франц. - М.: Советский спорт, 1994. - 128 с.
  22. Смирнов И., Безносюк Е., Журавлев А. Психотехнологии: Компьютерный психосемантический анализ и психокоррекци на неосознаваемом уровне. - М.: Издательская группа «Прогресс» - «Культура», 1995. - 416 с.
  23. Стайн Г. Автобиография Эллис Би Токлас: Роман/ Пер. с англ. В.Михайлина. -  СПб.: Азбвука-классика, 2006. – 352 с.
  24. Сыромятников А. Г. Альтер Эго / РАН Научное приборостроение. Том 7, №1-2, Приложение №.1. Междисциплинарные рабочие семинары. I. Актуальные вопросы биофизики сегодня. II. Живая планета. - СПб., 1998. - С. 30
  25.  Чижов Владимир Слово не воробей. // «Литературная газета», 2.12.1998.
  26. Эриксон М. Мой голос останется с Вами./ Пер. с англ. – СПб.: Изд-во «Петербург – XXI век», 1995. – 256 с.

 

РЕЗЮМЕ

О.Д.Волчек, Л.А.Алексина.

СЛОВО И ПРАКТИКА ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ, ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЭКОЛОГИИ

         В статье описывается практика применения силы слова для излечения, создания положительной установки, психокоррекции. Раскрываются условия, при которых действует гипноз и внушение, метод визуализированных представлений; приведены правила конструирования и произнесения доказательных слов, аутогенных формул воли и самовнушения. Затрагивается вопросы использования слова в компьютерных психотехнологиях, вопросы внушаемости и гипнабельности, гипноза и преступности. Отдельный раздел посвящен проблемам психоэкологии, использованию слова средствами массовой информации в манипулятивных целях.

Ключевые слова: аутогенные формулы, визуализированные представления, внушение, гипноз, нейролингвистическое программирование, самогипноз, слова, психотехнологии, психоэкология, резонансные ряды, эриксоновский гипноз

Ваал (Властелин Вселенной) – имя одного из древних богов, отождествляемое у эллинов с Зевсом, у кельтов с Веленом – богом Солнца.