Озеро у Выборга

ДИНАМИКА КОСМОФИЗИЧЕСКИХ ВОЗМУЩЕНИЙ И СОЦИОГЕНЕЗ

 
Публикации
На главную
О себе
Контакты
Задания


В социологической науке изучение социальных систем и социальных общностей происходит вне процессов их эволюции и все больше ученых осознает настоятельную необходимость новых подходов при исследовании социальной реальности. Одним из базовых социальных понятий является общественное сознание и настроение. Оно состоит из ряда компонентов, включая знания, убеждения, взгляды, ценностные ориентации (устремления, желания), мотивы, установки и т.д. Реальное сознание и настроение отражает не только случайные, стихийные связи и отношения, но и устойчивые закономерности и тенденции развития общества. Реальное сознание представляет собой сочетание рационального и эмоционального, переплетение мировоззренческих элементов, устоявшихся традиционных связей и привычек. Оно возникает как непосредственное восприятие действительности и как отражение сложившихся условий существования. Исследование живого сознания и поведения представляет собой важный инструмент для принятия обоснованных решений во всех сферах общественной жизни [Ж.Т.Тощенко, 2000].

Согласно Б.И. Додонову, ядром личности человека считаются его мотивы, потребности, установки, мировоззренческие ценности. Важнейшей врожденной и прижизненной потребностью человека является его потребность в эмоциональном насыщении организма, тяготение и установки к определенным переживаниям и эмоциям. Исследователь выделил 10 типов общей эмоциональной направленности, потребностей в социализированных эмоциональных переживаниях (СЭП) – романтические, альтруистические, коммуникативные, гностические, эстетические и др.* [Б.И.Додонов, 1978]. Логично считать, что совокупность преобладающих потребностей в СЭП наряду с информацией об особенностях логического и интуитивного мышления текущего периода в данном обществе, могут служить индикаторами его общественного сознания и настроения.

Природа через комплекс географических, климатических и погодных условий влияет на человека, на его интегральную индивидуальность, на его личностные особенности, и тем самым на социальные процессы. В частности, от русского космизма (А.Л.Чижевский, Н.Д.Кондратьев, П.Сорокин, В.И.Вернадский, Л.Н.Гумилев) идет изучение синхронизаций в природе и обществе.

Синхронизация во всех природных, биологических и экологических системах играет ключевую роль. Основу этого сложного явления составляет быстрая «сонастройка» системы в ответ на меняющиеся условия внешней или внутренней среды. В итоге синхронизации и возникающего резонанса с процессами, протекающими вовне, эволюционирующая система как бы становится частью более общей системы, подчиняясь её ритмам и законам. Происходит резкое расширение сети взаимодействий, встраивание одной сети в более широкую и общую сеть связей. В этом смысле и всё человечество, и вся Вселенная, и весь Космос представляют собой расширяющуюся и усложняющуюся сеть взаимодействий различной природы [В.И.Пантин, 1996, С.23-24].

Существует ярко выраженная синхронизация процессов и явлений, затрагивающих разные цивилизации, находящиеся на разных стадиях своей эволюции. По мнению П.Сорокина, тяжелейшие кризисы ХХ века во всех социальных сферах вызваны закатом чувственной суперкультуры, длящейся более шести веков. Ей отвечает доминирование потребностей в богатстве, власти и наслаждениях [Sorokin P.A.,1962], или в терминах Б.И.Додонова, преобладание потребностей в акизитивных, глорических и гедонистических СЭП. По расчетам В.И.Пантина, период с 2000г. по 2020 г. относится к понижающей волне кондратьевского цикла и фазе великих потрясений [В.И.Пантин, 1996, стр.29].

Ранее было показано влияние изменчивости природной среды на разные уровни интегральной индивидуальности человека – генетический, антропологический, энергодинамический, психологический, личностный [О.Д.Волчек, 1992; 1994; 1996; 2000]. Выявлены достоверные различия между потребностями в СЭП в связи с годом рождения человека по Европейскому и Восточному календарям, p<0.01-0,001, а также значимые корреляционные связи между показателями СЭП и космофизическими условиями периодов зачатия и рождения, где ведущую роль играет гравитация – изменчивость приливообразующей силы Луны и Солнца.

Согласно литературным данным, наибольшее значение для живых организмов имеют инфранизкие космофизические флуктуации. Целью настоящей работы и было многолетнее исследование влияния космофизических флуктуаций на мотивацию человека как систему потребностей в социализированных эмоциональных переживаниях - СЭП, и на особенности его мышления. Использовалась тест-анкета Б.И.Додонова по ранжированию эмоциональных переживаний [1978] и опросник Е.П.Торрансе для определения доминирующего типа мышления [1988] . В качестве параметров космофизической среды использовались следующие данные о следующих индексах: W – относительная численность солнечных пятен, свидетельствующая об уровне солнечной активности; G – долгопериодный потенциал приливообразующей силы Луны Земли и Солнца [В .И.Воробьев, 1967]; SMF – магнитное поле Солнца как звезды, вызванное секторной структурой солнечного ветра; годовая численность соединений Меркурия, Венеры, Марса, Юпитера, Сатурна с Луной в дни новолуний и их суммарное значение, соответственно Мрк, Внр, Мрс, Юп, Стр, Sm [О.Д.Волчек, 1994]. Есть основания считать, что такие астрономические явления вызывают космофизические возмущения и изменения погодных условий на Земле.

Организация исследований строилась на методе срезов. Тестирование проводилось, начиная с 1990 г. в учебное время года преимущественно у старшеклассников и студентов различных вузов Санкт-Петербурга. При обработке полученных данных использовалось шкалирование, метод наложения эпох, корреляционный анализ. Всего за период 1990-2003 гг (за исключением 2002 г.) получены сведения о ранжировании СЭП для 4328 женщин и 2065 мужчин. Изучение показателей мышления велось с 1992 г., в общей сложности накоплены данные тестирования 2105 женщин и 961 мужчин. Подсчитаны среднегодовые значения для всех изучаемых показателей и значения по критерию Стьюдента t между их минимальными и максимальными величинами.

Результаты.

За исследованный период обнаружено ярко выраженное варьирование изученных показателей, достоверность по критерию Стьюдента t - на уровне p<0.001. К примеру, для женщин значения потребностей в коммуникативных СЭП менялись от 7,51(1995г.) до 8,51(1990г.) балла. Для мужчин – от 5,96 (1992г.) до 7,47 (1998г.) балла. Уровень потребностей в пугнических СЭП для женщин изменялся от 2,75 (1994г.) до 4,16 (1990г.) балла. Для мужчин – от 4,23 (1998г.) до 6,17 (1992г.) балла.

Среднегодовые значения показателей левополушарного – логического мышления колебались у мужчин от 88,5 до 98,9 балла (1996 и 1999гг), у женщин – от 90,5 до 97,15 балла (2003 и 1994 гг); совмещенного мышления у мужчин от 93,7 до 113,4 балла (1994 и 1996гг) , у женщин – от 97,3 до 107,5 балла (1998 и 2000гг).

Корреляционный анализ, n=13, выявил наличие значимых корреляционных зависимостей, отличающихся для мужчин и женщин. Максимальная нагрузка приходится на факторы G и W.

Рост уровня приливообразующей силы в изученный период для мужчин сопровождался, в порядке убывания их выраженности, ростом потребностей в коммуникативных, глорических, гедонистических СЭП и, напротив, снижением потребностей в пугнических, романтических, гностических, акизитивных СЭП. Абсолютные значения r составили 0,77- 0,56; p<0,05; 0,01. Для женщин повышение приливообразующей силы сопровождалось ростом праксических, глорических, и снижением пугнических СЭП (r=0.85- 0.59), а также, на уровне тенденции, снижением уровня альтруистической и коммуникативной направленности.

Повышение солнечной активности - W в указанный период у мужчин соответствовало росту потребностей в гностических, пугнических СЭП и снижению гедонистической, коммуникативной, глорической направленности (r=0,82- 0,56), а также, на уровне тенденции, снижением праксической эмоциональной направленности. Для женщин рост индекса W сопровождался ростом потребностей в романтических, пугнических и снижением потребностей в глорических СЭП (r=0,77- 0,64), а также, на уровне тенденции, ростом альтруистической и снижением праксической и коммуникативной эмоциональной направленности.

Помимо перечисленного, для мужчин отмечены положительные корреляционные связи между показателями Мрс и глорическими СЭП, Юп и гностическими СЭП; отрицательные – между Мрк и романтическими, акизитивными СЭП.

Для женщин имеются положительные корреляционные зависимости между индексом SMF и показателем праксических СЭП, индексом Внр и показателем коммуникативных СЭП; отрицательные – между SMF и коммуникативными CЭП; между Sm и показателями гностической направленности, а также на уровне тенденции положительная связь между индексами Стр и праксической направленности, и отрицательные связи между W и праксической и эстетической направленностью.

Для показателей мышления корреляционный анализ позволил выявить наличие корреляционных зависимостей (p<0,05; 0,08) между показателями логического и интуитивного мышления и показателями планетных констелляций – Стр, Мрк, Sm, Внр. Зафиксированы видимое сходство и сопряженность динамики SMF с показателями логического-левополушарного мышления у мужчин и (зеркально) интуитивного-правополушарного – у женщин. Но отмеченная закономерность не действительна после 2001 года, что, возможно, объясняется наступлением очередной солнечной эпохи и переполюсовки магнитного поля Солнца как звезды. Перечисленные факты согласуются с установленной нами ранее тесной сопряженностью показателей музыкального мышления в период 1959-1982гг с изменениями межпланетного магнитного поля и гравитации [О.Д.Волчек, 1997].

Выявленные закономерности соотносятся с положением А.Л.Чижев-ского о взаимосвязи солнечной активности с планетными констелляциями [1976], с концепцией Э.С.Горшкова и его соавторов [2003] о значимости для живых организмов в первую очередь регулярных вариаций гравитационного поля, вызванных совместным положением Земли, Луны и Солнца.

Таким образом, воздействие природы на человека проявляется в особенностях рождающихся когорт от их генотипа до показателей мышления и системы мотивации, а в конечном счете на состоянии реально функционирующего общественного сознания и настроения, социогенеза. Синхронизации социальных процессов с космофизическими, планетарными явлениями, очевидно, правомерно рассматривать как их фрактальную сопряженность, фрактальное взаимодействие [В.М.Урицкий, Н.И. Музалевская, 1995]. Итоговый характер этого взаимодействия – положительный или отрицательный, вплоть до исчезновения этноса, во многом зависит от самого общества, действенности его этических и нравственных законов и норм.


Литература

1.Тощенко Ж.Т. Социология жизни как концепция исследования социальной реальности.// СОЦИС, №2, 2000, С.3-12

2.Додонов Б.И. Эмоции как ценность.- М.: Политиздат, 1978. – 177 с.

3. Пантин В.И. Циклы и ритмы истории. – Рязань, «Аракс», 1996. – 158 с.

4.Sorokin P.A. Social and Cultural Dynamics. Vol.4, - New York, 1962.

5.Волчек О.Д. Циклические изменения генетических и психофизиологических характеристик человека //Современные проблемы изучения и сохранения биосферы. Т. II. Живые системы под внешним воздействием. Под ред. Н.В.Красногорской. – СПб.: Гидрометеоиздат.1992. С.44-515

6.Волчек О.Д. Цикличность среды и многообразие индивидуальностей. – Природа психического. – Пермь, 1994.С.59-61

7.Волчек О.Д. Отражение природных циклов в интегральной и биосоциальной антропологии/ Интегральная биосоциальная антропология. – М.1996, С.172-215

8.Волчек О.Д. Природные циклы, человек и мораль//Циклы. Материалы Второй международной конф. Ч.1, - Ставрополь, 2000.С.188-193

9.Torrance E.P. Style of Learning and Thinking. Administrator,s Manual Published by Scholastic Testing Service, Inc. Bensenville, 1988, 46 p.

10.Воробьев В.И. Долгопериодные приливы в морях Советской Арктики. – Дисс. Канд. Н. – Л.: Арктический и Антарктический научно-исследовательский институт.1967

11.Волчек О.Д. О возможной природе циклов восточного календаря.//Циклические процессы в природе и обществе. – Ставрополь, 1994, Вып.2., С.61-64.

12.Чижевский А.Л. Земное эхо солнечных бурь.- М.: Мысль, 1973. 350 с.

13.Волчек О.Д. Творчество и космофизические процессы. /Эмоции, творчество, искусство. – Пермь, 1997, С.21-22

14.Горшков Э.С., Соколовский В.В., Шаповалов С.Н., Иванов В.В., Трошичев О.А. Регулярные вариации гравитационного поля являются основным ритмозадающим фактором./ Космос и биосфера. Международная крымская конференция. – Крым, Украина, 2003, С.207-208

15.Урицкий В.М., Музалевская Н.И. Фрактальные структуры и процессы в биологии. (Обзор)/ Биомедицинская информатика и эниология. – СПб.: Изд-во «Ольга», 1995, С.84-129

*Романтические переживания связаны со стремлением к необычайному, неизведанному, таинственному и т.д.; акизитивные – с потребностями в накоплении, приобретении, коллекционировании; праксические эмоции обусловлены желанием добиться успеха в работе, увлеченностью своим трудом; глорические – стремлением к почету и славе, чувством гордости и превосходства; гедонистические – вызваны потребностями в физическом и душевном комфорте; альтруистические – желанием безвозмездно приносить другим радость и счастье, заботиться о них; гностические – познавательные, стремлением понять, открыть истину; пугнические - происходят от потребности в риске, борьбе, преодолении опасности; коммуникативные – потребности в общении; эстетические - стремление к наслаждению красотой чего-либо или кого-либо, красотой природных явлений и творений человека.