НЕИЗВЕСТНЫЕ РЕЗЕРВЫ РЕЧИ

 
Публикации
На главную
О себе
Контакты
Задания

Проблемы и перспективы высшего гуманитарного образования в эпоху социальных реформ. Научно-метод. межвуз. Конф. - СПб, 1998, С. 414-415.


В последнее десятилетие сфера образования и педагогики обогатилась новейшими теоретическими и практическими разработками психологии. Среди них выделяются ценности гуманистической психологии, игровые методы, открывающий новые горизонты метод НЛП- нейро-лингвистического программирования. С появлением работ П. А. Флоренского и его последователей, посвященных именам, поиск исследователей, работающих в области психолингвистики, особенно активизировался. Цель настоящей работы состояла в раскрытии возможных  резервов речевого воздействия на примере влияния собственного имени человека. Изучались психофизиологические показатели лиц с одинаковыми именами. Использовались метод наблюдения, ЛД - личностный дифференциал Е. Ф. Бажина и А. М. Эткинда (1991); комплексная самооценка В. Н. Кунициной (1995), тест Б. И. Додонова на эмоциональную направленность (1978), опросник E. P. Torrance SOLAT (1988) для изучения показателей мышления. Фиксировались такие ведущие показатели конституции как рост и масса тела в 20 лет. С помощью студентов музыкального факультета РГПУ им. А. И. Герцена было обследовано более 1480 человек, средний возраст которых составил 20 лет.

Численность лиц с одинаковыми именами оказалась максимальной, от 176 до 19 человек, для так называемых сквозных имен и отражает употребимость этих имен в соответствующий исторический период. Сюда вошли следующие мужские имена, в порядке убывания их представленности: Сергей, Александр, Дмитрий, Алексей, Андрей, Игорь, Виктор, Михаил. Женские имена - Ольга, Елена, Наталья, Татьяна, Ирина, Екатерина, Светлана, Мария, Анна, Юлия. Анализ средних значений для перечисленных имен показал наличие достоверных различий, на уровне p<0.001; 0.05, по большинству изученных показателей. То есть существуют глубинные отличия между носителями разных имен. Так, в зависимости от имени меняется выраженность десяти типов социализированных потребностей, структура мотивации, характеристики Я-концепции, развернутой самооценки, доминирующий способ познания - логический, интуитивный или интегральный, базирующиеся на функциональной асимметрии мозга. Судя по результатам, имя, как сложный акустический сигнал, влияет и на конституцию человека.

Перечисленные факты согласуются с основными положениями работы П. А. Флоренского «Имена» (1993) и могут быть объяснены с позиций имеющихся в литературе сведений о психофизическом действии определенных звуков низкой интенсивности, явлении суммации акустических микровоздействий во времени. В описываемом случае суммация происходит на протяжении многих лет, где первые годы падают на период интенсивного роста и формирования основы личности человека.

Полученные результаты говорят о неизвестных возможностях речи, речевого воздействия в самом широком плане. С другой стороны, непереоценимо значение имени как социального знака. Но частота обращения к одним и тем же  именам варьирует в очень широком диапазоне и имеет многолетние, а для отдельных имен и многовековые вариации (Л. М. Щетинин, 1978). Возможно, что подобные вариации являются следствием регуляторной функции речи, имени на уровне общества как сложной самоорганизующейся системы. В этом смысле логично рассматривать многолетние изменения в выборе имен как отражение смены неосознанных потребностей данного этноса в определенных звуковых стимулах. Соответственно, имена-лидеры текущего периода способствуют формированию новых личностей и сказываются на будущем данного общества, его грядущем социально-историческом лице.