Озеро у Выборга

ОБРАЗОВАНИЕ В ЭПОХУ СМЕНЫ КЛИМАТА

 
Публикации
На главную
О себе
Контакты
Задания

Взаимодействие личности, общества и образования в совр. социокульт. условиях. Мат.межвуз. конф. – СПб.: ЛОИРО, 2005. С.58-61.


Человечество стоит на пороге катастрофы из-за нарушенных взаимоотношений с природой. Требуется перестройка ценностей, потребностей и оснований планетарного бытия и образа мыслей [Н.Н.Моисеев, 1998]. Кроме того, «Мы живем в эпоху интенсивного перехода от ледникового периода к жаркому климату. И этот процесс неизбежен и неотвратим» - Б.Н.Кузык, Ю.В.Яковец [2004, С. 275]. Отсюда возникают следующие задачи: 1) научить подрастающее поколение, согласовываясь с потребностями природы; 2) необходимость дать учащимся знания и по защите, охране природы, окружающей среды, и по воздействию геокосмических факторов на человека с преодолением геоцентрических представлений; 3) построение учебного процесса на фоне повышенной агрессивности человека в связи с фрустрацией, вызываемой ростом катастрофических природных явлений; 4) учет обострившейся проблемы полового диморфизма. Остановимся на последнем.

По В.А.Геодакяну [1989] назначение дифференциации пола состоит в адаптации к внешней среде, специализации по двум главным аспектам эволюции: сохранению и изменению генетической информации как выгодную для популяции форму информационного контакта со средой. В изменчивых условиях дисперсия полов и половой диморфизм растут, повышая эволюционную пластичность и сказываясь на среднем генотипе. Разная норма реакции, широкая для женского и узкая для мужского пола, сказываются на повышенной смертности, заболеваемости и чувствительности мужского пола – «плате» за новую экологическую информацию. Женский пол передает потомству широкий спектр информации о прошлом, (о разнообразии генотипов в предшествующих поколениях) - постоянная филогенетическая память вида. Мужской пол – узкий спектр селективной, экологической информации о настоящем – временная, онтогенетическая память вида [В.А.Геодакян, 1983, 1989].

Все стадии онтогенеза длиннее у мужского пола, и стареют они позже, а средняя продолжительность жизни больше у женщин. Популяционный половой диморфизм может быть морфологическим, физиологическим, по группам крови, этологическим, по видам ощущений и восприятию, по координации тонких движений; он может быть психологическим, по функциональной асимметрии мозга, по задаткам и способностям.

Психологические различия полов по В.А. Геодакяну состоят в следующем. Широкая норма реакции обеспечивает женский пол повышенной онтогенетической пластичностью (адаптивностью), и тем самым восприимчивостью к воспитанию и обучению. Поэтому в дискомфортных зонах отбора остаются лишь мужские особи, для них пребывание там стимулирует поисковое поведение. Таким образом, женский пол специализируется по адаптации к существующим условиям, а мужской – в поиске новых путей для будущего. Мужчины предпочитают решать новые задачи и лучше справляются с их решением вчерне, а женщины предпочитают и успешнее решают традиционные задачи, но в совершенстве. Поэтому и в школе и лучшие и худшие и трудные ученики в основном мальчики. Именно мужской пол более успешен при овладении новым делом, умением на начальной фазе поиска, женский – на фазе освоения и закрепления, совершенствования. Сказанное важно и в социальном аспекте проблемы пола, в свете так называемого равноправия женщин и мужчин в разных областях деятельности [В.А.Геодакян, С.188]. По А.Пиз, Б.Пиз [2003] воспитание лишь усиливает заложенные в детях половые различия, заложенные эволюцией: он – охотник, добытчик, защитник, она – мать, хранительница гнезда.

Японскими исследователями обнаружено существование изначальных различий в электрохимических, физических, морфологических характеристиках сперматозоидов с X- или Y- хромосомным набором [Kaneko S., Iizuka R., Oshiro S. и др., 1983]. Хромосомы обладают разным зарядом: X- хромосомы, заряжены отрицательно; Y-хромосомы, заряжены положительно [Nakata Y., Nakazawa T.,Okuno M., 1989]. Половой диморфизм найден в характеристиках магнитного поля организма человека [Е.Т.Кулин, 1980]. По-видимому, приведенными фактами объясняется наличие различий у мужчин и женщин в восприимчивости к геомагнитному полю и Солнцу, разнонаправленные реакции на одни и те же факторы внешней среды [А.П.Дубров, 1974; П.В.Василик, А.А.Попов, А.Г.Василега, 1985] В частности, наиболее подвержены влиянию магнитных бурь – мужчины [М.В.Рагульская, 2004]. Сказанным, вероятно, объясняется и наблюдение И.М.Сеченова о несовпадении успехов студентов – один год экзаменуются лучше студенты, другой – студентки [1952, С.240].

В последние годы старый порядок относительно ролей мужчины и женщины нарушился. Возникла проблема феминизации мужчин и маскулинизации женщин. Растет число женщин в криминальной сфере, совершивших особо тяжкие преступления, возглавляющих банды. В кино и литературе возникли образы новых героинь – смелых, решительных, независимых, активных и рискующих, как в фильмах «Убить Билла», «Дом летающих кинжалов». Сами литераторы отметили, что современные женщины «к сожалению, стали писать гораздо сильнее, чем мужчины» [И.Тюленев, 2004].

Научные исследования подтвердили существование новой тенденции. Так Н.С.Хоч [2004] изучался характер межпоколенных гендерных и сопряженных с ними соматических различий у женщин. Всего изучено 220 российских женщин двух поколений. Как оказалось, среди женщин старшей группы 65% имели гинекоморфное и 35% мезоморфное телосложение. При этом у большинства из них преобладали феминные психологические компоненты пола (78%). Среди подавляющего большинства женщин молодого поколения зафиксированы разные варианты андрогинии, а феминные гендерные качества отмечены лишь у 18%. Усиление психологических маскулинных гендерных качеств индивидуальности очень часто сочеталось с мезоморфным телосложением. По мнению автора, отчетливое усиление телесных и психологических компонентов маскулинности у молодого поколения женщин есть следствие социальных условий современной России в последние десятилетия – неустойчивости, неопределенности, сиюминутности. К такой социальной реальности приспособиться можно с высокой адаптивной гибкостью, что требует активации традиционно «мужских» качеств. Этим требованиям соответствуют андрогенные гендерные варианты женской индивидуальности [Н.С.Хоч, 2004]. Наши наблюдения показывают изменение соотношения типов темпераментов среди студентов в последние 15 лет от доминирования меланхоликов среди девушек доминированием холериков, обладающих отличающимися механизмами адаптации.

Усиление маскулинности молодых женщин отмечено и в совсем иных социальных условиях и других странах, и, прежде всего у спортсменок. Например, зафиксирован прогресс результатов современных спортсменок в беге на сто метров. Согласно зарубежным исследованиям уровень тестостерона в крови молодых мужчин в мире к концу XX века составил 24-50% вместо нормы в 80% и выше. (Повышенный уровень тестостерона отвечает за формирование мужского мозга и телосложения, мужского мышления и целеустремленности; за успех, достижения, состязательность.). Появилась целая популяция так называемых мужчин по (анатомическим признакам), с так называемой «поисковой ориентацией», с самоощущением в себе женского начала. В то же время, число девочек с аномально развитым тазом резко возросло. Д.м.н. В.Базарный видит причину в социальном обществе, неверном воспитании, совместном обучении мальчиков и девочек, опережающих в своем развитии первых на два года. В итоге самооценка у мальчиков изначально снижается и они иденцифицируют себя с женщинами [2004]. Сказанному противоречат впечатления Вс. Овчинникова, пораженного активностью, настырностью девушек и пассивностью, покорностью юношей из знатных английских семей на «ярмарке женихов. Вс. Овчинников полагает, что причина мужской пассивности кроется в раздельном обучении в частных школах [2003, С.186-187]. Как показывает практика, оптимальным представляется совместное обучение с раздельным преподаванием ряда дисциплин, с учетом специфики женского и мужского мышления.

Возможно, отмеченных явлений причина кроется и в том, что сильный стресс, спровоцированный природными или социальными условиями, в начале беременности матери приводит к повышению вероятности рождения «голубого сына» в 6 раз или рождению «сверхженской» девочки [А.Пиз, Б.Пиз, 2003, С.251]. Как свидетельствуют новейшие открытия, проблема феминизации мужчин еще сложнее и серьезнее, вплоть до возможности исчезновения мужчин как биологического вида из-за разрушения Y-хромосомы. Дж. Грейвс выдвинута гипотеза о потере в отдаленном будущем генов Y-хромосомы, в том числе гена SRY, отвечающего за выработку мужских гормонов. Из-за ущерба генам, нанесенного окружающей средой, могут возникнуть новые виды человека в дополнение к ныне существующему виду женщины [Дж.Грейвс, 2004]. Ожидается, что будущие поколения мужчин будут иметь потенцию ниже, чем современные. Уже сейчас выработка спермы у мужчин приблизительно в два раза меньше, чем у мужчин сороковых годов XX-го века [А.Пиз, Б.Пиз, 2003, С.285].

Первичные различия в характеристиках сперматозоидов с X-или Y-хромосомным являются базой формирования различной чувствительности мужских и женских организмов к геокосмическим условиям, что в ходе онтогенезе усиливается. Очевидно, существуют «благоприятные» или «неблагоприятные» эпохи геокосмических условий для мужского и женского организма, что ведет к смене их социальных ролей. По-видимому, мы являемся свидетелями «неблагоприятного» периода для мужского организма, что так или иначе обусловлено текущими геокосмическими условиями, и необходимо учитывать в педагогическом процессе.


СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Волчек Ольга Дмитриевна

Доцент РГПУ им.А.И.Герцена,

Доцент, канд. психол. Наук,

Докторант СПбГУ,

Р.т. 315-07-25