Озеро у Выборга

ЗНАНИЕ ЭКОПСИХОЛОГИИ БУДУЩИМ ПЕДАГОГАМ

 
Публикации
На главную
О себе
Контакты
Задания

Психологическая подготовка педагога в России: история и современность./Мат. Всерос. Научно-практ. конф.- СПб.,2006, С.288-292.


В.И.Панов [2004] выделяет в экологической психологии следующие направления: психология окружающей среды; психология образовательной среды; психология экологического сознания. В общем случае экопсихология – это отношения человек – окружающая среда. В свою очередь, направление психология окружающей среды сегодня отличает неопределенность и разбросанность, концептуальное разнообразие. В это направление входит инвайронментальная психология, где первостепенное значение придается влиянию на человека природной среды. В нашей стране разрабатываются в основном три направления: психология средовых влияний (от природного до информационного и этнокультурного); экстремальная психология; психология охраны окружающей среды [В.И.Панов, 2004, С.51-52]. Таким образом, в самом общем виде экопсихология направлена на изучение закономерностей развития и поведения человека в системе его взаимодействия с окружающей средой. Ее исходной предпосылкой является представление о том, что психологические проблемы изучения сознания и индивидуальности человека, его психического развития, обучения, поведения, здоровья и т.п. следует рассматривать в контексте системы «индивид – среда» или, более широко, «человек – природа». При этом, «среда» понимается в широком смысле – как среда пространственная, семейная, образовательная, информационная, экстремальная, этническая, культурная и т.п. Понятие «природа» рассматривается и как природа вокруг человека, и как природа в человеке (природа бытия и психического как его формы), проявляющаяся в отношении индивида к природной среде, другим людям и самому себе [В.И.Панов, 1997; 2004; П.Н.Виноградов, 2003].

Проблемы выживания человечества. Человек сегодня подошел к краю пропасти, нарушая законы Природы, и может из-за своих действий исчезнуть с лица Земли. Человечество исчерпало экологические ресурсы, которые ему отпустила Биосфера, как суперорганизм для стихийной истории [Н.Н.Моисеев, 2000; А.А.Субетто, 2004]. Мы живем в эпоху интенсивного перехода от ледникового к жаркому климату. Антропологическая деятельность человек ускоряет потепление климата, которое может исключить из пользования широкую полосу суши вблизи экватора. В последние годы активизировались стихийные бедствия, тайфуны, оползни, лавины, бураны, наводнения и т.п. Из-за стихийных бедствий ежегодно гибнет около 250 000 человек, а материальный ущерб составляет от 50 млрд до 100 млрд долларов. В ближайшие 10 лет ожидается массовая миграция населения [Б.Н.Кузык, Ю.В.Яковец, 2004]. В ООН уже предлагается ввести статус экологического беженца.

Проблема выживания является важной для всех людей. Стихийная рыночная революция их усиливает. В частности, в радиоволновом диапазоне волн электромагнитная загрязненность превзошла адаптивные возможности людей. Загрязнение окружающей среды тяжелыми металлами, радионуклеидами и химическими токсинами, что началось 30-40 лет назад, ведет к эндоэкологическому отравлению межклеточной среды. Его признаки – патологическое старение и интеллектуальное вырождение, депопуляция и вымирание современной биоты [В.А.Зубаков, 2003].

Но рост общей численности населения Земли продолжается, что увеличивает нагрузку на природные ресурсы, особенно невозобновляемые [Б.Н.Кузык, Ю.В.Яковец, 2004]. Расчеты Н.Н.Моисеева и, независимо от него, Н.Тимофеева-Ресовского показали: для того, чтобы вписаться в естественные циклы, численность человечества должна быть не больше 500-800 миллионов человек. Значит, надо или сократить население планеты примерно в 10 раз или в то же число сократить наши потребности. Иначе невозможна коэволюция человека и биосферы, их взаимное развитие.

Идет формирование МИРА ТНК – транснациональных корпораций. Одновременно таланты, капиталы, ресурсы все больше выкачиваются из отсталых стран и это неотвратимый процесс. Усугубляется стратификация государств, идет потрясающая смена реальностей. Все это неотвратимо и лишает отсталые страны каких-либо надежд. Без интеллектуального потенциала сейчас невозможен подъем производства, уровня жизни, а для этого необходимы те, кто способен учить других. Но таких людей в отсталых странах все меньше и меньше. Общепланетарный рыночный механизм уничтожает экономику отсталых стран, превращая их в лучшем случае в сырьевой придаток. Миру ТНК не нужны самостоятельно развивающиеся страны как конкуренты. Сказанное впрямую касается России, ее населения, численности, которого для ТНК достаточно в 50-60 миллионов [Н.Н.Моисеев, 2000].

Проблема футурошока. Термин футурошок, введенный А.Тоффлером, означает стресс и дезорганизацию людей в результате большого количества перемен за слишком малый срок. Сегодня изменения в окружающем мире настолько быстры и интенсивны, что человек на бессознательном уровне не имеет адекватных приспособлений. Быстротечность проникает и пропитывает наше сознание, радикальным образом меняя наши отношения с другими людьми, предметами, с целым миром идей и ценностей. Мы являемся свидетелями исторического процесса, который неизбежно меняет психику человека. Человечество проходит стадию, аналогичную в эволюции выходу из моря на сушу. Кто не сможет адаптироваться – либо перейдет на более низкий уровень существования, либо погибнет. Люди сталкиваются с проблемой перевыбора жизненного стиля, что ведет к кризису, поскольку жизненный стиль сам по себе становится временным. Возникает в связи с этим и «кризис идентификации» (выбор группы, своего образа, своих смыслов, своего Я) – современная болезнь многих людей. Кризис переживает семья и материнство [А.Тоффлер, 1997, С.399]. Период перемен в России идет уже много лет подряд, что усугубляет последствия футурошока.

Сильнейший длительный стресс, обусловленный изменениями в природе и обществе, ведет к следующим явлениям. Первое - гендерные проблемы, маскулинизация женщин и фемининизация мужчин, смена их социальных ролей [В.А.Геодакян, 1989; А.Пиз, Б.Пиз, 2003]. Второе – повышение агрессивности в обществе, агрессивности детей и взрослых, усиление социальных конфликтов. Рост агрессии, так или иначе, вызывается фрустрацией из-за длительной депривации в оптимальных условиях жизни, восприятием на бессознательном уровне многочисленных сигналов о грядущих неблагоприятных изменениях в окружающей среде. Вполне вероятно, что грозящая миру война цивилизаций, терроризм в определенной мере, исходя из теории агрессии К.Лоренца, провоцируются текущими природными и социальными процессами. Свою негативную лепту вносят и психологические защиты человека (вытеснение, регресс, перенос с себя родимого на представителей другого этноса, страны, религии и т.д.).

Ряд исследователей (Н.В.Панченко, П.В.Казначеев, Е.А.Спирин, Д.К. Беляев, С.Г.Инге-Вечтомов, А.Тоффлер) считает, что эволюция человека, хотя и в ослабленном виде, продолжается. Новые знания принесла и приносит космизация науки, исследования последователей идей В.Н.Вернадского, П.Сорокина, А.Л.Чижевского. Так, установлено, что весомый вклад в эволюцию человека, его психофизиологические особенности и состояние вносят изменения космической погоды и ее составляющих. Сюда входят факторы, имеющие эволюционное значение, – геомагнитное поле, гравитация, солнечная активность, проявляющаяся в разнообразных излучениях. Воздействие этих факторов опосредованно, через погодные условия на Земле, сказывается на процессах эмбриогенеза и онтогенеза. На экотипе и психотипе человека, уровне пассионарности; разных уровнях человека как интегральной индивидуальности (от генетичесского до социального); на соотношении типов темперамента, личности, особенностях мотивации в те или иные исторические эпохи (Т.И.Алексеева, Л.Н.Гумилев, П.В.Василик, В.Н.Дружинин, О.Д.Волчек).

Стратегии выживания. Опрос в октябре 2004 года показал, что уровень экологических знаний у подростков и молодежи достаточно высок, но нет культуры и духовности, нет установок экологического сознания, «этики благоговения перед жизнью» [О.В.Голубь, 2005]. Но у молодого поколения нет и достаточных умений и навыков. Чтобы справиться с футурошоком, человек должен обрести сознательный контроль над самой эволюцией, руководить ею. Формируя завтрашний день, оценивая и планируя будущее. А сначала необходимо остановить ускорение перемен, решить проблемы войн, экологического опустошения, контрастов между богатыми и бедными, расизм, возникновение потенциально смертельного массового иррационализма и т.п. [А.Тоффлер, 1997].

Род человека сможет выжить лишь при изменении цивилизационных начал, в условиях жесточайшего самоограничения и коллективной дисциплины. Основной массе человечества предстоит жить в мегаполисах, и потому необходимо вовремя решать проблемы городов – воздух, пробки из-за автомобилей и т.п. Кроме того, концентрация людей в городах меняет восприятие мира, Природы и противоречит генетической приспособляемости человека. В городе человек перестал быть наблюдаем, он безразличен окружающим, что меняет психику человека, может способствовать пьянству, наркомании, хулиганству. Поэтому необходима новая СТРАТЕГИЯ жизни в мегаполисах [Н.Н.Моисеев, 2000]. Нужна переориентация сознания людей на необходимость сохранения планеты и ее ресурсов как своей жизненной среды. Дело не в возросших технологических возможностях человечества, а в том, что оно их использует, оставаясь на прежнем уровне сознания – отношения к себе и к природе [С.Д.Дерябо, Ясвин В.А.1995; 1996]. Необходимо провозгласить и ввести в практику новый принцип: «Будущие поколения должны иметь те же ресурсные возможности, что и ныне живущие». Принцип, который уже действует в Голландии. Это и работа над новой общепланетарной, ноосферной идеологией – как синтеза нравственности, мировоззрения. Важнейшую роль в ней должны сыграть религии и образование. Чтобы выжить, человечество должно стать ноосферным, перейти к новой форме кооперации, механизма общественного интеллекта [Н.Н.Моисеев, 2000; А.М.Субетто, 2004].

Необходимо предвидение будущего – познание закономерностей развития общества и природы в их неразрывном единстве, разнообразии систем и подсистем. Познание закономерностей социогенетики. Новое знание и возможности прогнозирования дает синергетика – законы саморазвивающихся сложных систем, неуклонное изменение соотношений порядка и хаоса, законы фрактальной сопряженности человека, процессов в обществе и природе [В.М.Урицкий, Н.И.Музалевская, 1995; В.В.Василькова, 1999; Н.Н.Моисеев, 2000 и др.]. Здесь и изучение динамики в прошлом, настоящем и будущем народонаселения, потребностей, знаний, умений, экономических отношений. Духовной жизни – науки, культуры, образования, этики, идеологии, религии. Причем изменения в духовном мире могут стать решающим фактором [Б.Н.Кузык, Ю.В.Яковец, 2004]. Поэтому так велика в настоящий период роль средств массовой информации, высокого искусства, представляющих образцы Героев для подражания, примеры «благородного мужа» и Матери, подлинных детей своей Отчизны и планеты Земля.

Следовательно, программа экопсихологии должна органично включать в себя как разделы, относящиеся к охране окружающей среды, экстремальной экопсихологии, так и к обширному разделу знаний влияния окружающей среды в широком смысле слова, (природной, образовательной, техногенной, культурной и т.д.). Влияния на человека, общество как сложные, саморазвивающиися системы. Подобного рода знания должны совмещаться с достаточным объемом практических занятий, семинаров, диспутов, самостоятельных работ. Формирование же нового – благоговейного, бережного отношения к природе, сохранения ее ресурсных возможностей, чтобы прочно войти в стиль жизни подрастающих поколений, должно начинаться с раннего детства.