Озеро у Выборга

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР И ГЕОКОСМИЧЕСКИЕ ВАРИАЦИИ

 
Публикации
На главную
О себе
Контакты
Задания

Гуманитарные науки и гуманитарное образование: Сб. статей, Вып.4/ Ред. и сост. И.П.Вишнякова-Вишневецкая. – СПб.: ООО «Книжный дом», СПбИГО, 2006, С.294-300.


По определению П.И.Смирнова, национальный характер есть комбинация природного и социального начал. Основу национального характера составляют психофизиологические особенности нации, обусловленные её генофондом. «Неизменным ядром» в национальном характере являются глубинные слои психики, характерные для данного этноса, и являющиеся не чем иным, как константной основой национального характера [П.И.Смирнов, 2001, С.171-172].

Термин «национальный характер» совпадает с понятием «базовая личность» или основная структура личности. При этом особенно важны мотивы и язык.

Менталитет отличается от национального характера, так как менталитет гораздо шире, а национальный характер включает в себя общие, психофизиологические черты жизнедеятельности. [Н.А.Моисеева, В.И.Сороковикова, 2003].

Согласно З.В.Сикевич, национальный характер не наследуется от предков, а приобретается в процессе воспитания. С течением времени народы и национальные характеры меняются, как с возрастом - люди, но «сохраняя неизменным свое ядро»- [З.В.Сикевич, 1996, С.95, 97]. Измеряемой формой проявлений национального характера служат этнические стереотипы, которые необычайно устойчивы [З.В.Сикевич, 1999].

На основе своих исследований, завершенных в 1989 году, Кс. Касьянова так описывает характерные особенности русских: раздражительность, эгоистичность, апатичность, упрямство, необузданность, крепость задним умом, пьянство, чудачество. Русским свойственны высокая тревожность, неуверенность, падение духом, склонность к самоубийству, судейский комплекс – феномен правдоискательства и поиск справедливости. Русские – тяжелы на подъем. А за всем этим стоит 200 лет непрерывных войн и аморальности, падения культуры [Кс. Касьянова, 1994].

А вот особенности национального самосознания, полученные З. В. Сикевич [1995] путем опроса на репрезентативной выборке петербуржцев. Как выяснилось, петербуржцы склонны считать, что русских отличает беспечность в сочетании с недальновидностью, терпимость к чужому, воинственное удальство, пьянство, лень.

Интегральными характеристиками русской ментальности являются: широта души, гуманность, расчет на «авось», непредсказуемость, вера в сильную личность (царя, идола, вождя). Авось стало внутренней логикой национальной политики. Так же как безделье и пассивность. Широта души – это оборотная сторона русского авось (за счет богатства русской земли). К этому надо добавить сочетание гонора и раболепия, разобщенности и единения в трудную минуту.

Образ типичного русского может быть описан набором следующих черт (в порядке убывания): доброта, терпение, гостеприимство, трудолюбие, лень, дружелюбие, широта души, патриотизм, доверчивость, открытость, пьянство, отзывчивость, простота, щедрость, честность, терпимость, сострадание, безалаберность. Из этого вневременным и наиболее устойчивым элементом национального самосознания является любовь к Отечеству [З.В.Сикевич, 1995].

Интересен взгляд человека со стороны, финна - психолога, потрясенного опытом жизни в России (из письма его русскому другу). “У вас преобладает определенный тип удобного человека. Ему надлежит быть неприхотливым в быту, терпеливым к трудностям, послушным, доверчивым. Он не должен высоко ценить себя и свою жизнь. Он должен быть смел, когда его посылают на смерть, но робок со своими начальниками. Людей другого типа, самостоятельных, независимых, ваше общество все время вытесняло или убивало. В результате у вас выведен тип человека, которым легко управлять.

Они совсем неплохие люди, но похожи на калек, только не физических, а духовных, поскольку не могут существовать в условиях демократии и свободы. Российских людей надо учить верить в возможность защитить свои права, учить понимать, в чем эти права состоят и т.п. Пока же свободой в России пользуются негодяи.” [В.Светлов, 1999].

Глубокий отпечаток на характер русского отложила история страны и религии, православие. Как пишет В.Плахов [1995], еще Макс Вебер заметил связь между успехом человека и его верой. Наиболее часто среди капиталистов встречались протестанты. По протестантской этике призвание – или выполнение долга в мирской профессии - является высшей заповедью от Бога. Отсюда идет трудолюбие протестантов от рабочего до капиталистов в цивилизованном обществе. Самый тяжкий грех в протестантской этике – бесполезная трата времени, включая светские развлечения, пустая болтовня и т.д. Одновременно всячески приветствуется АСКЕЗА – разумное самоограничение, отрицательное отношение к роскоши, трезвый учет во всем и осмотрительность.

Совсем иное у православных, преемниками которых были коммунисты. В Европе основной тип человека – тип бухгалтера, рационального человека. В России – культ правды, православия. В каждом из нас сидит и Обломов, и еще больше Стенька Разин, и Левша Лескова. В одном человеке могут соседствовать порыв, голь и роскошь, слава и бесчестье, уголовщина и святость, максимализм.

По протестантским представлениям желание стать бедным равносильно желанию заболеть. У нас же это нормально, и распространено бродяжничество, нищенство, кликушество. У нас не было в истории школы кальвинизма, через которую проходили многие страны на Западе, идя к капитализму. Школа кальвинизма проповедует безоговорочный отказ от «радостей жизни». У нас – если взять прошлый век и текущее время – балы, балы, купеческие обеды, обилие икры, пирогов и сластей, разгул, пыль в глаза [В. Плахов, 1995].

Георгий Трубников, руководитель центра «Христианская демократия» в Санкт-Петербурге, с болью высказывается по поводу русского народа. Мало кто осмеливается произнести, что болезнь нашего общества – не только и не столько пороки государства и экономики, но пороки народа. Беспристрастное наблюдение обязывает назвать среди характерных черт российского менталитета целый ряд малопривлекательных свойств: самообольщение и неготовность к покаянию, тенденция обвинять в своих бедах внешние силы, преклонение перед властью и одновременная ненависть к ней, иррационализм как альтернатива образованности, зависть к богатству и провозглашаемое равенство в бедности. В результате революции в России состоялся настоящий геноцид: в течение десятков лет физически уничтожались носители культуры (дворянство), духовности (священники), предприимчивости (буржуазия), трудолюбия (состоятельные крестьяне), интеллекта (ученые и писатели) [А.Трубников, 2005].

На фоне схожих и чаще негативных характеристик русской ментальности замечены и положительные сдвиги, появившиеся с начала перестройки. Русские люди большей частью хотят честно нажитого богатства и достатка, не смущающего совесть. Имеется позитивный сдвиг и в отношении к свободе воли и ответственности. Есть внутренняя духовная сила для возрождения общества [А.Зубов, 1998]. Результаты нашего собственного исследования подтверждают эти выводы. Показатели по тесту POI (самоактуализированной личности) достоверно выше у молодого поколения в сравнении с их родителями и прародителями. Максимальные показатели – у родившихся в 1971-1980 годы [О.Д.Волчек, 2000].

Существует эволюция менталитета, связанная с циклическими процессами в природе [В.А.Богданов, 2001, С.35]. «В жизни современного социума естественные космические и социальные факторы настолько переплетены, что их невозможно рассматривать вне тесной связи друг с другом» [В.И.Болгов, 2003, С.34].

В ходе многолетнего комплексного исследования нами обнаружено, что динамика показателей темперамента, личности, интегральной индивидуальности лиц 1936-1986 гг рождения, синергична с динамикой геокосмических флуктуаций года рождения и предшествующего ему года. Тем самым закладываются основы изменений национального характера и менталитета, волновых социальных процессов [О.Д.Волчек, 2000; 2004].

Продолжением нашей работы было исследование в свете актуальности гендерных проблем и проблемы здоровья и адаптации молодежи. Изучалась динамика показателей фемининности-маскулинности, адаптивности у петербуржцев разных поколений. Использовались анкета генетика Анны Мойр для выявления вероятностного уровня тестостерона и стиля мышления, поведения [А.Пиз, Б.Пиз, 2003]; тест «птичка» («сова» или «жаворонок»), определяющий тип суточного хронотипа; адаптивность к циклу «сон - бодрствование» [А.А.Путилов, 1997, тесты №1, №3]. Значения показателя по А.Мойр могут варьировать в диапазоне от -40 до +330 баллов. Чем они меньше, тем выше уровень тестостерона и проявления маскулинности и, наоборот. Переходная область – 140-180 баллов. Отметим, что уровень тестостерона максимален у молодых мужчин. С возрастом, после 36 лет он повышается у женщин и снижается у мужчин.

Всего протестировано 103 мужчины и 288 женщин(1), обобщенные результаты приведены в таблице (t – значения критерия Стьюдента для выделенных показателей).

Годы рождения

Показатель по тесту

А.Мойр

Показатель суточного хронотипа

Показатель адаптивности цикла сон-бодрствование

Мужчины

Женщины

Мужчины

Женщины

Мужчины

Женщины

1918-1940

90,5; n=10

146,1;n=9

21,43

19,0

2,86

1,22

1941-1950

122,8;n=18

21,14

-0,78

1951-1960

126,4;n=22

134,9;n=38

18,3

23,2

1,38

-0,48

1961-1970

91,9; n=8

148,0;n=23

22,75

23,7

2,0

0,69

1971-1980

105,4;n=13

134,7;n=34

26,0

26,6

1,18

1,18

1980-1986

142,4;n=50

152,4;n=166

27,92

27,7

2,18

0,9

T

2,84

2,64

8,06

4,75

-

2,14


Как следует из таблицы, в исследуемый период представители разных поколений имеют значимые отличия. Прежде всего – это резкое падение маскулинности у поколения юношей 1980-1986гг. и последовательный переход и у мужчин и у женщин от доминирующего суточного хронотипа «жаворонок» к «голубю» и «сове».

По показателю адаптивность к циклу сон-бодрствование изменения значительно меньше. Хотя их средние значения положительны, но они значительно ниже уровня в 5 баллов и выше, соответствующего высокой активности и выраженным волевым качествам. Интересно, что самые низкие средние показатели зафиксированы у студентов дневных отделений, а самые высокие – у студентов-заочников. Таким образом, представители разных поколений существенным образом отличаются по своим психофизиологическим особенностям, что, несомненно, отражается на проявлениях национального характера, менталитета.

Корреляционный анализ и сопоставление полученных данных с геокосмическими флуктуациями показали следующее. Для мужчин выявлены положительная связь между показателями А.Мойр и «птичка», отрицательная – А.Мойр и адаптивность, p<=0,05. Следовательно, усиление фемининности связано с переходом к вечернему и вечерне-дневному суточному хронотипу, а также со снижением адаптивности к циклу сон-бодрствование. Зафиксирована отрицательная связь ( p<0,02) между показателями «птичка» и ММП (межпланетное магнитное поле) для года рождения. Для года, предшествующего году рождения, есть отрицательная зависимость между показателями «птичка» и ММП, (p<0,02); а также, на уровне p<0,05, положительная – «птичка» и G (приливообразующий лунно-солнечный потенциал); отрицательная – между показателями А.Мойр и индекса геомагнитной активности Кр.

Женщины. Общее с мужчинами – наличие положительной связи между показателями А.Мойр и «Птичка» (p<0,05), а также ярко выраженной отрицательной зависимости между показателями «Птичка» и ММП и для года рождения, и предшествующего ему года (p<0,02). Отличия: отсутствие связи между показателями адаптивности и теста А.Мойр; наличие для года рождения отрицательных связей между показателями «Птичка» и ММР, Птичка и W (число Вольфа, характеризующее солнечную активность); для предшествующего года – положительная зависимость между показателями «Птичка» и Кр, p<=0,02.

Индекс ММП – межпланетное магнитное поле – отражает интенсивность и полярность магнитного поля, обусловленного потоком солнечного ветра и общим магнитным полем Солнца как звезды. С момента регистрации - 1926 года - значения ММП менялись от +0,32 до -0,16. ММП зависит от солнечной активности, где один из известных циклов составляет примерно 11 лет. Через каждые два цикла, то есть 22-24 года происходит переполюсовка магнитного поля Солнца и изменение полярности ММП. Циклы солнечной активности большей протяженности столетние, тысячелетние и т.д. сопровождаются большей амплитудой изменений на Земле, в ее биосфере, и, по-видимому, у человека.

Таким образом, национальный характер воплощает в себе природное и социальное начало, психофизиологические особенности данного народа, обусловленные его генофондом. Хотя национальный характер приобретается, прежде всего, в процессе воспитания, на нем отражаются история, ведущая религия данной нации. С течением времени национальный характер меняется, что сопряжено как с жизнью данного этноса, так и с изменчивостью природной среды, геокосмическими вариациями. В настоящий период времени Россия, мир переживают переломный период своего существования. По прогнозам ведущих ученых [Б.Н.Кузык и др., 2004], если будет выбрана стратегия пути к Разуму, предложенная Н.И.Моисеевым [2000], Россия вновь займет достойное место в мире и человечество вступит в новую эру.

Литература

  1. Богданов В.А. Гиперсознание и воля истории. – СПб., 2001. – 93 с.

  2. Болгов В.И. Социологический анализ новых форм социокультурной жизни // СОЦИС, №2, 2003, С.28-39.

  3. Волчек О.Д. Позитивные сдвиги российской ментальности// Мат. 4-й межд. Научно-практ. конф. «Социально-психологические проблемы менталитета на рубеже столетий». - Смоленск, 2000. С.116-120.

  4. Волчек О.Д. Особенности темперамента, личности человека и изменчивость условий природной среды./ «Ананьевские чтения – 2004», СПб.: СПбГУ, 2004, С.246-249.

  5. Зубов А. Единство и разделения современного русского общества: вера, экзистенциальные ценности и политические цели.//Ж. «Знамя», №11, 1998.

  6. Касьянова Кс. О русском национальном характере. – М.: Ин-т нац. модели экономики, 1994, 368 с.

  7. Кузык Б.Н., Агеев А.И., Доброчеев О.В., Куроедов Б.В., Мясоедов Б.А. Россия в пространстве и времени (история будущего). – М.: ИНЭС, 2004. – 336 с.

  8. Моисеев Н.Н. Судьба цивилизации. Путь Разума. – М.: Языки русской культуры, 2000.- 224 с.

  9. Моисеева Н.А. Глобализация и «русский вопрос» //СОЦИС, №6, 2003, С.13-21.

  10. Пиз А., Пиз Б. Как заставить мужчину слушать, а женщину молчать. Почему мы такие разные, но так нужны друг другу. – М.: Изд-во Эксмо, 2003. – 352 с.

  11. Плахов Владимир. Станет ли Стенька бухгалтером.//Ж. Звезда, №1, 1995, С.158-167.

  12. Путилов А.А. «Совы», «жаворонки» и другие. – Новосибирск: Изд-во Новосиб. Ун-та; - М.:Совершенство, 2003, 264 с.

  13. Светлов В. Мой друг Илка // «Общая газета», ноябрь, 1999.

  14. Сикевич З.В. Национальный характер русских // Вестник СПб.ГУ, Сер. 6, 1995, вып.4 (№27), С.58-64.

  15. Сикевич З.В. Национальное самосознание русских (социологический очерк). – М., 1996.

  16. Смирнов П.И. Социология личности. – СПб., 2001.

  17. Трубников Георгий. Страна Филиппа Преображенского//Газ. «Час Пик», №50, 2005.

 

(1) В исследовании принимали активное участие студенты факультета биологии РГПУ им. А.И.Герцена и студенты факультета психологии СПбИГО.