ГЕОКОСМОС И ЧЕЛОВЕК

 
Публикации
На главную
О себе
Контакты
Задания

Санкт-Петербург Издательство РГПУ им. А.И.Герцена 2006


СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие

ГЛАВА I. Космизация наук и проблемы существования человека

1.1. Проблемы существования человечества

1.2. Экология, экопсихология

1.3. Космизация наук

1.4. Космос и человек

ГЛАВА II. Личность, интегральная индивидуальность человека

2.1. Теории личности

2.2. Проблемы социального

2.3. Темперамент и личность

2.4. Конституция, темперамент, личность

2.5. Конституциональный иммунитет и личность

2.6. Половой диморфизм и его проблемы сегодня

2.7. Функциональная асимметрия мозга и ее проявления

2.8. Национальный характер, менталитет и особенности личности

ГЛАВА III. Геокосмические факторы и человек

3.1. Солнечая система, Вселенная

3.2. Силы гравитации, Луна

3.3. Солнце и свет

3.4. Солнечная активность, космические излучения

3.5. Электромагнитные поля, биомагнетизм

3.6. Значение магнитных полей, геомагнитного поля

3.7.Погода и человек

3.8.Среда и наследственность

3.9. Среда и конституция, экотипы, пассионарность

3.10. Среда и эволюция

ГЛАВА IV. Изменчивость природной среды и человек

4.1. Космос и смена климата

4.2. Календари и циклы

4.3. Астрология, ее минусы и плюсы, космобиология

4.4. Критические периоды жизни, одаренность и гекосмические условия

4.5. Биоритмы, суточные хронотипы

4.6. Типы личности, человека и эпохи

4.7. Социальные процессы и их волновой характер

4.8. Геокосмические флуктуации и человек, социальные процессы

4.9. Механизмы воздействия геокосмических факторов

4.10. Современные теории сложных систем

ГЛАВА V. Проблемы адаптации человека

5.1. Адаптация к внешней среде

5.2. Социальные виды адаптации, роль религии

5.3. Адаптационное значение музыки, искусства

ГЛАВА VI. Влияние геокосмических факторов на личность, интегральную индивидуальность

6.1. Методология, методы исследования, геокосмические индексы

6.2. Физические детерминанты восточного календаря

6.3. Изменчивость показателей интегральной индивидуальности у представителей разных когорт

6.3.1. Соотношение фенотипов системы ОАВ во времени

6.3.2. Конституциональные особенности

6.3.3. Показатели функциональной асимметрии мозга

6.3.4. Гендерные особенности, показатели суточных хронотипов

6.3.5. Общие свойства темперамента

6.3.6. Ведущие стили мышления

6.3.7. Психологические, личностные характеристики

6.3.8. Показатели мотивации

6.4. Изменчивость показателей мотивации, мышления, самооценки во времени

6.5. Проявления творческого мышления во времени на примере контент-анализа музыкальных произведений

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ

ПРИЛОЖЕНИЕ

 


ПРЕДИСЛОВИЕ

В Китае   есть  карта звездного неба, высеченная на камне. Ее оригинал сделан в 1193 году, копия на камне - в 1247 году. Пояснительный текст карты гласит: «…Все небесные явления имеют свои естественные законы развития. Человечество произошло также в результате действия этих естественных законов и явлений. Конкретным проявлением действия этих законов является образование Солнца, Луны, пяти планет, 28 созвездий и Полярной звезды. В их образовании имеется постоянная закономерность. Она согласуется с законом существования человечества…» - Старцев П.А. [1961, С.129].

В настоящее время как никогда остра проблема адаптации человека к меняющимся условиям окружающей среды. Меняющихся как вследствие климатических потрясений, так и техногенных, антропогенных влияний. Человечество переживает острейшие социально-исторические кризисы переходного времени. Они связаны по П.Сорокину с наступлением новой суперкультуры и закатом длящейся уже шесть веков чувственной суперкультуры с её ценностями наслаждений, силы, денег и власти.    

Главное богатство любой страны – человеческий капитал. Обычные и великие люди, таланты и гении, слой людей с высшим уровнем личностного развития – совестливые, социально ответственные, подлинные альтруисты. Неоспорима важность активности, уровня пассионарности народа в конкретный исторический период.  

Существует многообразие подходов к пониманию личности. Если большинство зарубежных теоретиков лишь на словах признают биологическую основу личности, то отечественная наука базируется на принципе единства организма и среды, единства социальных и биологических факторов развития личности. Для раскрытия и реализации  способностей, достижения человеком уровня зрелой личности и признания в обществе, необходима совокупность социальных и биологических факторов. Высокая восприимчивость гениев и талантов к любым вредным воздействиям ужесточает требования к сочетанию подобных факторов. Поэтому назрела необходимость в новых направлениях психологии личности с применением междисциплинарного подхода.

Новое в понимании личности, человека может привнести развитие идей русского антропокосмизма (Н.Федоров, Н.Бердяев, В.Вернадский, А.Чижевский, К.Циолковский, Л.Гумилев), где человек рассматривается в единстве с природой, как одно целое с Космосом. Появление монографии Т. И. Алексеевой об экотипах человека, таких новых направлений в науке как хронобиология, гелиобиология, астробиология, экопсихология показывают, что вклад условий природной среды в развитии человека и его существовании может быть весьма высоким. Определяющими факторами развития человека как интегральной индивидуальности, наряду с генетикой, воспитанием, деятельностью, социально-историческими условиями могут служить и геокосмические условия. Представляется актуальным изучение истинного значения геокосмических факторов для формирования личности, интегральной индивидуальности, существования человека. Актуальность  подобной темы определяется и важностью получения данных о различиях людей, принадлежащих к разным когортам по месяцу и году рождения. Знания такого рода имеют  практическую ценность. Наконец, актуальным является необходимость анализа имеющегося фактического и теоретического материала для понимания механизмов воздействия геокосмических факторов на человека. В изучении возможностей прогнозирования этого воздействия, как на отдельного человека, так и на социальные процессы.

Данная тема увлекла меня много лет назад. Осуществить поставленные задачи помогала мне помощь и поддержка многих людей, и, прежде всего моих  студентов, коллег и близких. Приношу всем им глубокую благодарность.