ИСТИНА НАСТОЯЩЕГО И БУДУЩЕГО ВРЕМЕНИ В МУЗЫКЕ

 
Публикации
На главную
О себе
Контакты
Задания

Бренное и вечное: идеология и мифология социальных кризисов: Мат. Всерос. науч. конф. 20-21 октября 2009 г. / редкол. А. П. Донченко, Г. Э. Бурбулис, Ю.В. Синеокая, А. А. Кузьмин, А. Г. Некита, С. А. Маленко ; пре-дисл. Г.Э. Бурбулис ; НовГУ им. Ярослава Мудрого. – Великий Новго-род, 2009. – с. 236-239.


Музыка из всех видов искусств за последние 20 лет по ее «потреблению», значимости перешла с 4-го на 1-е место. Технический прогресс привел к революции в музыке и её доступности разным слоям населения.

Музыка выполняет  ряд функций: коммуникативную, эмотивную, воспитательную, регуляторную, адаптивную, диагностическую, прогностическую и др.

Еще Конфуций и его последователи считали музыку  зеркалом, отражающим наличие порядка  и поведения народа в государстве: когда музыка сдержанна и мужественна, мелодии спокойны и радостны – в народе царят единство и порядок. Когда музыка гневна, пуста и порочна, народ распущен и ленив, дик  и достоин презрения.  Мелодии гибнущего государства выражают скорбь [В.П.Шестаков, 1967]. Позднее Густав Драйзер писал: «только музыка непосредственно выражает истину времени» [Т.Чередниченко, НМ №7,2000].

Более успешно судить о состоянии общества с помощью музыки можно на основе работ П.А.Сорокина [2000] о трех типах многовековых суперкультур, их этических ценностях и соответствующих признаках в искусстве:

Идеациональная культура.  Главные ценности – Бог, вера, религия. В искусстве доминирует символический стиль, его герои – Бог, ангелы, святые и душа. Эмоциональный тон – благочестивый, нравственный и аскетичный. В музыке – простые незамысловатые мелодии.

Чувственная культура. Высшая ценность – благосостояние, здоровье, чувственное счастье, удовольствие, комфорт, гедонизм, жажда славы и власти. В искусстве доминирует натуралистичный, визуальный стиль. Герои искусства – политики, руководители, фермеры, рабочие, домохозяйки и др. Широко распространены  сатира, карикатура, фарс, смех, маскарадные шоу. Искусство захватывает коммерциализация. Эмоциональный тон динамичен, неистовый и страстный. Музыка нередко громкая, с замысловатыми украшениями.     

Идеалистическая или интегральная культура. Происходит синтез идеационных и чувственных ценностей, когда истинная ценность – неопределенное многообразие. Стиль искусства отчасти символический и аллегорический, отчасти реалистичный и натуралистичный.  Герои – боги и реальный человек, но самых возвышенных и благородных проявлений. Эмоциональный тон спокойный, мирный и невозмутимый.

По П.А.Сорокину [1992, 1993], фундаментальным признаком 20-го века является упадок и дезинтеграция чувственной культуры, кризис всей западной культуры и общества, кризис искусства и науки, философии и религии, права и морали, образа жизни и нравов;  кризис  образа мыслей и поведения. 

Наступление периода кризисов в музыке можно наблюдать с уменьшения, начиная с XIII века, доли простой, возвышенной музыки хоралов и роста доли музыки, богатой чувственными изысками; появление в XX веке так называемая атональной музыки и какофония с резким увеличением используемых инструментов и тембров. В XX веке искусство низводится все больше до простого чувственного наслаждения – «вино – женщины – песня». Оно уклоняется от позитивных к негативным и патологическим событиям. Ищет все большего многообразия и приходит к разрушению гармонии и единения, к хаосу.

Искусство стало в основном товарным, игнорирующим высокое и благородное. Герои его зачастую шуты, комедианты, убийцы, психически нездоровые лица. Назначение искусства сейчас – полезность, развлечение, удовольствие, стимуляция нервов и полового возбуждения. Оно не возвышает массы, а низводит их до уровня обычного стада. В музыке на первом месте находятся вульгарные певцы эстрады, а в литературе дешевые книги убийств и секса. Но происходит и зарождение искусства будущего, создание новых интегральных форм изящных искусств. Идет борьба между силами устаревшего чувственного порядка и возникающими созидательными силами нового интегрального строя. От исхода этой борьбы зависит, сможет ли человечество избежать третью мировую войну. Так писал П.Сорокин 50 лет назад.

Прогностическая функция музыки непосредственно связана с её диагностической функцией. Чтобы знать будущее, необходимо знать настоящее и прошлое. Лучшие образцы музыки, искусства, их эволюция воплощают в себе закон опережающего отражения действительности. Например, ноябрьские события во Франции 2005 года предсказывались авторами рэп-музыки. В их песнях в начале 1990-х годов предместья Парижа назывались миной замедленного действия. «Она рванет, войну миров начнет» - предупреждал популярный певец Джоуи Старр в 1995 году.

Что же можно видеть в музыке в конце XX и начале XXI века.

Примерно каждые 300 лет в музыкальном мироустройстве происходит грандиозная перемена, очередная перемена наступила в XX веке  – создание сериализма, сонористики, электронной музыки и возвращение к старинным мадригалам. Интенсивное развитие музыки затронуло и ее жанры – рок, фолк-музыки,  шансон, в 80-е годы XX века появился стиль техно, а с 90-х годов тенденция к кибернетизации музыки отразилась в стиле «dance», росту «однодневного товара» для потребностей юной публики. Возникли такие новые направления как стиль транс, рейв-культура, и др.

Как считает Михаил Плетнев: «Пыль лежит толстым слоем. А из нее ничего не может получиться… Я считаю, ситуация почти безнадежная. Чтобы наступил какой-то реальный сдвиг, должно смениться поколение… Эра классической музыки закончилась. Сейчас какой-то агонизирующий момент» [2004, С.92].

Композитор Леонид Десятников, считает, что в наши дни ритуал концерта классической музыки потерял смысл. Конец времени композиторов означает исчезновение существенного культурного пласта в звуковой цивилизации. Нашему поколению нужно просто уйти с достойным выражением лица [2008].

По мнению известного композитора Александра Журбина, тенденция такова, что не только мы, но весь мир всё больше попсовеет, происходит «диснеизация» мира:  когда всё кругом превращается в Диснейленд, артисты ненастоящие, музыка ненастоящая, чувства ненастоящие. Не видно ярких талантов, личностей. Всем обществом, эстрадой управляет «ухватническая» психология [2004].

Думаю, что личности, пусть и немногочисленные, имеются, но вот пробиться к слушателю им весьма тяжело. Обычному слушателю-зрителю материально не осилить свою потребность встречи с представителями истинного искусства, такими как Владимир Спиваков, Валерий Гергиев, Игорь Демарин, Анна Нетребко и др.

В целом, в музыке XXI века наблюдается бесконечный каскад техник сочинения, типов-жанров музыки, что дает картину мира – хаоса и катастрофы. Однако  есть путь пения в чистом строе Егора Резникова – исполнение христианских песнопений V-XII веков, где само слово молитвы звучит, поскольку певцы полностью владеют звуком.  Есть звуковой образ «григорианского хорала», который используют рок- и поп-музыканты, например, ансамбль «Сирин». Возрождается и практика современных духовных песнопений. Духовную музыку исполняют самодеятельные и профессиональные хоры и оркестры, такие известные певцы как Жанна Бичевская, Евгения Смольянинова, Олег Погудин. К сожалению, такая музыка  редко проникает к слушателю через радио и ТВ. Исключение – специальные радиостанции и ТВ каналы. Работает поговорка – кто платит, тот и заказывает музыку.

В целостных образах мира, что создаются речью и музыкой, по-видимому, отражаются глобальные характеристики физического мира, включая температуру, атмосферные особенности, гравитацию, магнитные и электромагнитные поля [Н.Н.Брагина, Т.А.Доброхотова, 1981]. Это мнение современных ученых по своей сути близко к космогоническим представлениям древних ученых, к учению «музыки сфер», по которому движения планет должны сопровождаться звуками.

Известно, что лучшие музыкальные произведения являются примером полного соответствия всех элементов музыки художественному образу этих произведений.  Мною изучалось так называемое смысловое значение – семантика 24-х ладотональностей, служащих фундаментом европейской музыки. Контент анализ  музыки и поэтического текста свыше 700 замечательных песен и романсов русских, советских и зарубежных авторов позволил обнаружить следующее. Семантика ладотональности многозначна, она включает в себя комплекс признаков: условия природной  и социальной среды; признаки, относящиеся к человеку как индивиду, субъекту деятельности, личности; акустико-лингвистические признаки. Каждой из 24-х ладотональностей отвечает своя неповторимая совокупность признаков и степени их выраженности [О.Д.Волчек, 1986]. Логично считать ладотональность и картину их использования в текущий период времени музыкальным индикатором психофизиологического состояния человека, состояния общества  в  связи условиями природной и социальной среды.

Обобщение сведений свыше 12 000 музыкальных произведений различных жанров, созданных, начиная с середины семнадцатого века до 1983 года, показало, что в период  XVII-XIX века преобладали сочинения в мажоре. С конца XIX века наблюдается постепенное вытеснение мажора минором, доля которого к концу XX века достигла 80-90%. Показатель сочинений в мажоре в период 1959-1982 гг варьировал от 53% в период «оттепели» 50-х, до 13,2% к концу так называемой эпохи застоя.  

Анализ песен, награжденных «Золотым граммофоном»  в декабре 2004, а также в передаче «Новые песни о главном» (1 канал ТВ, 1.01.2005) показал, что из нескольких десятков песен лишь одна написана в мажоре, остальные  - в миноре.

Данные факты, иллюстрирующие диагностическую и прогностическую функции музыки, согласуются с климатическими изменениями, нарастанием природных катасроф, ухудшением экологии окружающей среды и обострением социальных кризисов.

Исходя из вышесказанного, можно предположить, что  динамика показателей музыкального мышления синергична с изменениями  природных условий, динамикой эволюционных факторов. Для проверки данной гипотезы выполнен анализ ладотональностей  вокальных миниатюр, по материалам всех сборниках «Песни радио, кино и телевидения»  1959-1982 гг., всего 2015 произведений.

Проведен корреляционный анализ между многолетней динамикой  доли вокальных миниатюр в мажоре, в %,  и индексов солнечной активности, гравитации, нейтронного потока, геомагнитного поля и др. Выявлены значимые корреляции относительно таких факторов как межпланетное магнитное поле (магнитное поле солнечного ветра) и потенциал приливной силы Луны и Солнца, соответственно, p=0,001; 0,01.

Сведения о картине использования 24-х ладотональностей  за период 1959-1982гг обработаны методом наложения эпох для десятилетнего цикла стихий восточного календаря, без учета четных и нечетных лет. Обнаружены достоверные отличия в показателях использования ладотональностей, доле сочинений в мажоре в зависимости от стихии: дерева, огня, земли, металла, воды, p?0,01?0,001 . Корреляционный анализ позволил обнаружить многочисленные значимые зависимости между этими данными и индексами совместного положения планет. В качестве последних служили данные о численности таких астрономических явлений как соединения планет Солнечной системы с Солнцем, с Луной в дни новолуний. Именно эти явления и  легли в основу 60-летнего китайского календаря [О.Д.Волчек, 2006]. Предположения А.Л.Чижевского о том, что констелляции планет, влияющие на распределение солнечного ветра, гравитацию, сказываются на солнечной и геомагнитной активности, погоде на Земле [1927; 1976] подтверждены рядом современных независимых ученых.

Таким образом, эволюция в музыке неразрывно связана с природными условиями, воздействующими на человека, процессы его творчества. Очевидно, что современное музыкальное искусство в полной мере отражает проблемы существования человечества, его позицию на точке бифуркации.

Появляющиеся новые некоммерческие направления и жанры позволяют наиболее быстро обеспечить адаптивную функцию музыки. Она будет тем более успешна, чем больше будет учитываться воспитательная и развивающая функции музыки; при повышении всеобщей музыкальной культуры, как это уже делается в некоторых странах, и минимизации коммерческого начала в работе средств массовой информации.

Рекомендуемая литература, помимо той, что Вы найдете

  1. Аллахвердов В.М. Психология искусства. Эссе о тайне эмоционального воздействия художественных произведений. – СПб.: ДНК, 2001. – 198 с.
  2. Ананьев Б.Г. Опыт экспериментального исследования влияния музыки на поведение.// Вопросы науки о поведении ребенка и взрослого. Вып.1.  – Владикавказ.1927. С.21-27.
  3. Ананьев Б.Г. О психологии искусства. //Психологический журнал, 1981, т.2, №4, С.137-141.
  4. Виноградов В. С. Индийская рага. - М.: Советский композитор, 1976.- 174 c/
  5. Волчек О.Д. Музыка и свет: материалы к курсу лекций «Музыкальная психология». - СПб.: Изд-во РГПУ им.А.И.Герцена, 2004. - 43 c.
  6. Выготский Л.С. Психология Искусства. – М.: Искусство, 1965. – 379 с.
  7. Дубров А. П. Музыка и растения. – М.: Знание, 1990. – 64 с
  8. Мир музыки. Энциклопедия.// Пер. с исп.- М.: ООО Изд-во «Астрель»: Изд-во АСТ,  2004.- 568 с.
  9. Музыкальная эстетика стран Востока / Под ред. В.П.Шестакова. – М.: Музыка, 1967. – 325 с.
  10. Романов С.Н.  Биологическое действие вибрации и звука. Парадоксы и проблемы ХХ века. – Л.: Наука, 1991. – 325 c/
  11. Рыбаков В. Китай: Опыт воспитания бюрократии / В.Рыбаков // Нева. - 2005.- №4. - С.150-173.
  12. Семенов В.Е. (он доктор психол.наук, автор монографий по Контент-анализу .по социальной психологии искусства и др. Найдете сами)
  13. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество.   – М.: Политиздат, 1992. – 543 с.
  14. Сорокин П.А. Главные тенденции нашего времени. – М. Политиздат, 1993. - 388 с.
  15. Сорокин П. Социальная и культурная динамика: пер. с англ., коммент., вступ.ст. В.В.Сапова. – СПб.: РХГИ, 2000. – 1013 с.
  16. Федоренко Н.Т. Древние памятники китайской литературы. – М.: Мысль, 1978.

Годам стихий восточного календаря в европейском календаре отвечают годы со следующими последними цифрами: стихия металла – 0,1; воды – 2,3;  дерева  – 4, 5; огня – 6, 7;  земли – 8, 9.