ВАРИАТИВНОСТЬ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СИНЕСТЕЗИИ |
||||||
|
“Прометей” – 2000. Мат. междун. научно-практ. конф. Казань 2000, С. 97-99. В систему звуковой коммуникации человека входят речь, пение, музыка. К их общим акустическим параметрам относятся мелодия, ритм, громкость, частота основного тона - ладотональность в музыке, форманты - характерные резонансные частоты речевых, вокальных и инструментальных звуков - и другие признаки. Важнейшими функциями звуковой системы являются коммуникативная, информационная, эмотивная, регуляторная. Cемантика звуков речи и музыки, семантика ладотональности многозначна. В нее входят многочисленные признаки, относящиеся к человеку, социальной и природной среде. В том числе цветосветовые признаки, время суток и года, погода и др. Условно можно выделить утренние и вечерние, дневные и ночные, летние, весенние, зимние, осенние ладотональности [1]. Ранее нами в ходе экспериментов было установлено влияние цикличности природной среды на разные уровни интегральной индивидуальности человека, социальные процессы [2]. При анализе более 2200 песен и романсов, созданных советскими композиторами в 1959-1982гг, была установлена сопряженность музыкального мышления с космофизическими флуктуациями. Показатели использования композиторами тех или иных тональностей в связи с периодами пяти стихий по восточному календарю, полученными методом наложения эпох, также достоверно отличались, p<0.05 [3]. Целью настоящей работы была попытка подобного исследования в отношении речи. Предметом изучения явилось имя человека, занимающее в речи особое положение. Решались следующие задачи: поиск сведений о так называемой моде на имена, исследование цветовых ассоциаций имен, экспериментальное изучение особенностей интегральной индивидуальности носителей разных имен, психологического образа имени. Исследование цветовых ассоциаций представляло большой интерес в связи с тем, что они отражают речевые синестезии. Если исходить из фонетического значения, существования цветовых ассоциаций на изолированные речевые звуки, то должны существовать и стабильные цветовые ассоциации на имена. Однако, цветовые портреты имен у разных исследователей существенным образом отличаются и зачастую ограничиваются одним, двумя цветами. Явление моды на имена возникает синхронно в отдаленных уголках страны, мира , но не объясняется сугубо социальными причинами. Как показал Л.М. Щетинин [4], частота обращения к одним и тем же именам варьирует в очень широком диапазоне с периодичностью от нескольких лет до двух-трех столетий. Помимо этого появляются новые имена, а старые становятся иными. Зафиксированы изменения формы имени, в частности, преобразования окончаний мужских имен на протяжении трех веков [5]. Цветовые ассоциации в связи со звучанием 59 имен изучались в период 1997-2000 гг у 420 человек; для 25 имен проводилось лонгитюдное исследование. Каждая ассоциация относилась к одному, двум из 12-ти цветовых показателей, объединяющих несколько цветовых оттенков. Как оказалось, каждое имя имеет свой цветовой портрет, свой колорит и преобладающие цвета. При этом субъективные цветовые ассоциации на конкретное имя могут иметь почти все цветовые оттенки. Влияние семантики имени на его цветовой портрет несомненно, но лишь для отдельных имен, во всех остальных случаях главной причиной цветовых ассоциаций является звучание имени, доминирующие форманты. Разница между значениями показателей для одного и того же цвета в цветовых ссылках разных имен достигает 30 %, а достоверность различий в большинстве случаев составила p<0.001. Примеры. Число ассоциаций с красным цветом (в процентах от общего числа ссылок) - 30.7 для Александра, 2,3 для Олега; с белым цветом - 25 для Ольги и 2.6 для Тамары; с черным цветом - 18 для Петра, 16.4 для Тамары и 0.3 для Людмилы. Сравнение ежегодных усредненных данных позволило выявить для 11 имен из 25, при сохранении общей картины, наличие значимых сдвигов по одному - трем цветовым показателям, p=0.01. Так, достоверные изменения в показателях 1997, 1998 гг обнаружены в численности трех цветовых показателей для Людмилы (белый, красный, оранжевый) и Светланы (красный, желтый, зеленый); в двух показателях - для Маргариты, в одном - для Владимира, Дмитрия, Константина, Павла, Юрия, Галины, Натальи, Тамары. Наибольшие изменения в исследуемый период претерпели показатели ссылок на красные, оранжевые и сине-фиолетовые цвета. Сравнение цветовых ассоциаций шести имен – Александр, Дмитрий, Олег, Николай, Елена, Мария, полученных в период октябрь – ноябрь 1999 г за шесть экспериментальных дней, также показало наличие достоверных различий, p<0.05. Значимые изменения в цветовых ассоциациях в указанный период коснулись прежде всего таких групп цветов как белый, серый, черный. Проверка устойчивости эмоционального отношения к имени, соответствия эмоционального образа с цветовым осуществлялось следующим образом. Одни и те же испытуемые, студенты факультета биологии РГПУ, всего 42 человека, исходя из звучания имени, его звукового образа давали одну – две цветовые ассоциации, а затем оценивали на неградуированной шкале выраженность девяти базальных эмоций (интерес, радость, удивление, грусть, гнев, отвращение, стыд, утомление )и итоговую эмоциональную оценку – “хороший”. Эксперименты проводились в одно и то же время суток с интервалом в две недели в марте – апреле 2000 г. Таким образом получены данные для восьми женских и восьми мужских имен: Анна, Вера, Галина, Елена, Ирина, Зоя, Людмила, Мария, Александр, Алексей, Владимир, Дмитрий, Иван, Олег, Павел, Юрий. “Эмоциональные портреты” изученных имен и их цветовые ассоциации кардинально различаются, p<0.001. Это проявляется как в выраженности признака хороший, так и в уровне положительных и отрицательных эмоциональных составляющих. К примеру, средние значения показателя “хороший” оказались 2.67 для Галины и 4.22 для Марии; 2.9 для Павла и 4.1 для Александра (из семи возможных баллов). “Радостный” – 2.1 для Зои и 3.92 для Марии; 2.2 для Павла и 4.1 для Александра. Сравнение данных, полученных при повторном тестировании, с первичными показало, что эмоциональный портрет имени достаточно стабилен. Однако, для большинства имен были обнаружены изменения для одного, трех признаков из десяти, p=0.05. Сравнение цветовых ассоциаций на имена через двухнедельный промежуток показало аналогичную картину. Важно, что если в эмоциональном портрете изменения затронули разные составляющие, то в цветовых ассоциациях большинства имен изменеиям на достоверном или незначимом уровне подверглись в основном показатели сходных цветовых оттенков. Важно и то, что цветовой портрет имен в исследуемый период 2000 года имел некоторые отличия от усредненных показателей предыдущих лет. Факты изменчивости цветовых предпочтений, эмоционального портрета имени , по-видимому, свидетельствуют о смене отношения к нему, что может влиять на частоту выбора имени при наименовании. В социальной психологии известно такое явление как самоподтверждающееся влияние первых впечатлений [6]. Эмоциональный образ имени, его цветовые ассоциации и синестезии, могут играть сходную роль, тем самым оказывая большее или меньшее влияние на поведение “имярека”, его личностные черты. Экспериментальное изучение особенностей интегральной индивидуальности носителей одних и тех же имен проводилось путем тестирования 1901 человека, юношей и девушек, в период 1996-1999гг. Численность лиц с одинаковыми именами для самых распространенных имен составила от 176 до 19 человек. Исследовались показатели роста и массы тела в 20 лет, эмоциональной направленности, мышления, комплексной самооценки. Как оказалось, по большинству показателей между носителями разных имен имеются глубинные отличия, p=0.05-0.001. В то же время, анализ данных разных лет показал существенные изменения некоторых показателей психических процессов, самооценки у носителей одних и тех же имен [7]. Обнаруженная изменчивость цветовых ассоциаций на имена, их эмоциональных портретов, психологических характеристик для носителей ряда имен во времени согласуется с литературными данными. Так есть зависимость эффектов звукового воздействия от времени суток и года, возраста облучаемого звуком существа, половой принадлежности [8]. Существует явление нестабильности высоты камертона и многолетняя, многовековая изменчивость картины использования 24-х тональностей в музыке [1], сопряженность психических, социальных процессов с космофизическими флуктуациями [3]. Чем больше рассматриваемый период, тем больший размах имеет амплитуда колебаний изучаемых явлений. Представляется, что все перечисленные факты, включая явление моды на имена, моды в музыке на те или иные жанры, сочинения, композиторов есть проявления самоорганизации, адаптации жизни человеческого общества как сложной системы под влиянием изменений в природной и социальной среде. Соответственно, эволюция музыки и речи, именника, вариативность показателей синестезии отражают эти процессы. Благодаря им система звуковой коммуникации человека наилучшим образом выполняет регуляторную функцию, гибко реагируя на все текущие изменения. Лучшие исполнители сознательно и бессознательно учитывают эти закономерности соблюдая в своем творчестве опору на все ощущения тела, его связь с природными процессами, выполняя закон “здесь и теперь”, который несомненно охватывает и искусство светомузыки.
Литература 1. Волчек О. Д. Значение доминирующей частоты речи и музыки. - Автореф. дисс.канд. наук. - Л., ЛГУ, 1986. 2. Волчек О. Д. Сопряженность музыкального мышления с космофизическими флуктуациями. / Электроника, музыка, свет. - Казань, 1996. 3. Волчек О. Д. Отражение природных циклов в интегративной антропологии. / Кузин В. В., Никитюк Б. А. Интегративная биосоциальная антропология. - М: “Физкультура, образование и наука”, 1996. 4. Щетинин Л. М. Русские имена (очерки по донской антропонимике). - Ростов - на Дону : Изд-во Ростовского ун-та, 1978. 5. Никонов В. А. Имя и общество. - М.: “Наука”, 1974. 6. Э. Пайнс, К. Маслач. Практикум по социальной психологии. – СПб.: Питер, 2000. 7. Волчек О. Д. Изменчивость психофизиологических эфффектов имени человека. / Циклы в природе и обществе. – Ставрополь, Вып. 1. 1998. 8. Романов С. Н. Биологическое действие механических колебаний. - Л.: “Наука”, Л. О. 1983 |
|||||