ОБРАЗ ИМЕНИ, ЕГО ИЗМЕНЧИВОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Циклы. Материалы Третьей межд. конф. Ч.2, Ставрополь-Кисловодск, 2001, С. 54-57. Ранее нами было выявлено влияние имени как акустического вибрационного раздражителя на психофизиологические особенности человека – показатели мотивации, мышления, самооценки, успешности в жизни, в той или иной профессии и др., а также на цветовые ассоциации [1,2,3]. Как продолжение данной работы, проводилось изучение эмоционального образа имени. В работах В. А. Ивашко и А. П. Журавлева [4, 5] приводились факты различия эмоционального образа имени в связи с его звуковым составом и семантикой. Так, А. П. Журавлев на основе изучения фонетического значения всех звукобукв русского языка разработал формулу расчета фонетической значимости слова, имени с учетом местонахождения звука и ударения. Однако, как он сам отмечал, расчетные значения представляют только вероятностные величины и основаны на ограниченном наборе признаков. Отсюда, полученное фонетическое значение далеко не полно соответствует истинному портрету имени. Кроме того, этот расчет основан на разложении слова, что также приводит к потере информации и её искажениям. Автором выявлено явление «сдвигающего» действия звучания из-за дисгармоничности звуков в слове. Давление звука может сдвигать значение имени в положительную или отрицательную сторону и тем самым оказывать влияние на распространенность имени, его судьбу. К примеру, неприятное звучание звука ф, который чрезвычайно редко встречается в русском языке, стало причиной исчезновения таких имен как Фекла, Марфа, Глафира, Федот. И, напротив, благозвучие буквы а и её распространенность в русском языке связана с тем, что многие русские имена начинаются на эту букву. При этом слов, начинающихся с а, в русском языке мало. В. А. Ивашко в своей книге об именах дает описание фоносимволического значения самых популярных русских имен. Они получены по результатам оценки имен испытуемыми по 25-ти шкалам, аналогичным таковым в экспериментах А. П. Журавлева. В итоге всё описание имени представляет собой перечисление от одного до девятнадцати эпитетов, преимущественно положительных, чего явно недостаточно. Например, Сергей – нечто маленькое, нежное, короткое; Никита – нечто хорошее; Галина – нечто простое, красивое, яркое. Отметим, что только 4 шкалы содержат эмоциональные определения или оценки: плохой – хороший, веселый – грустный, безопасный – страшный, радостный – печальный. Вопрос устойчивости фоносимволического значения автором не затронут. В связи с тем, что именно эмоциональный образ имени может лежать в основе моды на имена, оказывать влияние на восприятие человеком человека, нами была поставлена цель исследования эмоционального образа имени и его стабильности. Изучение эмоционального образа имени велось путем заполнения специальных бланков. Исходя из звучания звукового образа имени испытуемые давали вначале одну, две соответствующих цветовых ассоциации. Затем отмечали на ненормированных шкалах (вертикальных линиях) выраженность следующих базальных положительных и отрицательных эмоций: интерес, радость, удивление, грусть, гнев, отвращение, стыд, страх, утомление, а также выраженность такой эмоциональной оценки, как “хороший”. Эксперименты шли весной 2000 г. c участием студентов РГПУ, всего 236 человек. Эмоциональные портреты получены для 17 мужских и 16 женских имен. Для ряда имен эксперименты проводились повторно через две недели, месяц на одних и тех же испытуемых. Углубленному изучению были подвергнуты результаты тестирования по восьми именам (Анна, Галина, Людмила, Мария, Владимир, Дмитрий, Иван, Олег), полученные на выборке в 45 человек с интервалом в две недели. Возраст испытуемых – 18-20 лет. Помимо этого, в пилотажном эксперименте изучалось наличие в образе имени характерологических составляющих. С этой целью студенты оценивали по 12-ти балльной шкале выраженность в именах Алексей, Юрий, Павел таких качеств, как сила воли, хитрость, работоспособность, юмор. В тестировании приняло участие 66 человек, из них 48 – в ноябре–декабре 1999-го, 18 – в феврале–марте 2000 г. Полученные усредненные данные приведены в таблицах NN1-3. Выяснилось, что эмоциональные образы разных имен кардинально различаются. Так, по шкале “интерес” максимальные значения оказались у Светланы и Дениса (соответственно 4.1; 4,57 балла из семи возможных). Минимальные значения получили имена Тамара и Петр (2.34 и 2.25 балла). По шкале “хороший” максимальные значения были у Марии, Светланы, Татьяны (4.35-4.45), Сергея, Дениса, Александра (4.81-4.12 балла). Минимум был у Тамары, Нины (2.58; 2.68) и Петра, Бориса (2.51; 2.57 балла). Достоверность различий составила p<0.001. Среди женских имен выделяются Зоя и Светлана. Если образу имени Зоя сопутствует наибольшая выраженность пяти (!!) отрицательных эмоций, то его антиподом является образ Светланы. Ему отвечает наибольшая выраженность трех положительных эмоций, при минимуме выраженности трех отрицательных эмоций. При этом семантика обоих имен сугубо положительна – жизнь и свет. Среди образов мужских имен подобными противоположными качествами обладают эмоциональные образы Павла и Дениса. Необходимо отметить тот факт, что оценивание звукового образа имени зависит от пола испытуемого. Мужчины дают более высокие оценки положительным эмоциональным составляющим женских имен, и наоборот. Поскольку среди наших участников экспериментов девушки преобладали, то и средние значения по исследуемым показателям для мужских имен в целом выше и более оптимальны, нежели для женских имен. Сравнение обобщенных данных по характерологическим компонентам образа имени показало и здесь наличие достоверных различий (p=0.05; 0.01). Так, образу имени Юрий присущи максимальные показатели хитрости, работоспособности, юмора. Для Павла – минимум по силе воли, работоспособности, юмору; Алексея – максимум по силе воли и минимум по хитрости. В социальной психологии известно такое явление, как самоподтверждающееся влияние первых впечатлений. Начальное впечатление о том, что человек в действительности собой представляет, может определять наше поведение по отношению к нему. Наше поведение, в свою очередь, сформирует ответные реакции этого человека таким образом, что наши первоначальные ожидания подтвердятся [6]. Образ имени может играть сходную роль, тем самым оказывая большее или меньшее формирующее воздействие на стиль поведения «имярека», его личностные черты. Устойчивость образа имени. Раннее было обнаружено изменение цветовых показателей в образе имени при сравнении ежегодных данных. Для некоторых имен в цветовом образе из 12-ти цветовых составляющих 1-3 претерпевали значимые сдвиги, p=0.05; 0.01 [2]. Анализ данных, полученных в натоящей работе по цветовому портрету восьми имен с интервалом в две недели, также позволил увидеть определенные изменения, выраженные прежде всего для женских имен. Так три из четырех женских имен получили значимые изменения в одном – трех цветовых показателях, p=0.05-0.01. В частности, если для имени Мария достоверных изменений не было, то для имени Анна они проявились в показателях белого, зеленого, голубого цветов. Для мужских имен изменения зафиксированы лишь в трех случаях на уровне p=0.1 (оттенки коричневого, Дмитрий) и p=0.08 (желтый, коричневый – Олег). Эмоциональный образ имени, как оказалось, также может испытывать изменения, в нашем случае через очень небольшой интервал времени – всего две недели. Подобные изменения коснулись шести имен из восьми. Например, для Галины по шкалам удивление, отвращение, p=0.05; 0.2. Для Анны – по шкалам радость, хороший, p=0.1. Для Дмитрия – по шкалам грусть, отвращение, утомление, p=0.05. Но именно эмоциональная оценка имени зачастую определяет его выбор при наименовании, сказывается в моде на имена. Исходя из того, что амплитуда и характер изменений тем больше, чем длиннее рассматриваемый временной период, кардинальные изменения образа имени следует ожидать через годы, десятилетия и т. д. Думается, что эмоциональный образ имени, как и мода на имена, на определенную музыку, отражают потребность данного этноса в определенных звуковых облучениях в текущий исторический период с учетом времени года, геокосмических условий природной среды. Неслучайно в звукотерапии, музыкотерапии с древнейших времен учитывались время суток и года, возраст, пол и психофизиологическое состояние слушателя [7]. Пилотажный эксперимент по психологическим, личностным составляющим образа имени проводился с разными испытуемыми, но на достаточно однородной выборке. Последнее позволило нам сравнить данные 1999 и 2000 годов. Выяснилось следующее. Характерологические черты образа имени Павел практически не изменились, имени Юрий существенно изменились для показателя юмор, соответственно 8.65 и 7.16 балла. Образ имени Алексей в исследованный период времени преобразился по трем параметрам из четырех, а именно: уменьшилась хитрость, возросли работоспособность и юмор. Величина изменений составила 1.2-1.3 балла. Выводы. Существует образ имени, включающий в себя цветовые, эмоциональные, характерологические и, по-видимому, иные компоненты. Образ имени может оказывать влияние на формирование личности, поведение человека, моду на имена. Образ имени меняется во времени, отражая потребность человека в определенных звуковых воздействиях в связи с циклическими изменениями природной среды. Литература
Таблица N1.Звучание женского имени и его эмоциональный образ (выраженность базальных эмоций по семибалльной шкале)
Примечания: n – число испытуемых, оценивавших данное имя; t – параметры коэффициента Стьюдента для экстремальных показателей эмоций (выделены жирным шрифтом).
Таблица N2.Звучание мужского имени и его эмоциональный образ (выраженность базальных эмоций по семибалльной шкале)
Примечания – см. табл.1
Таблица N3 Характерологические компоненты звукового образа имени (исходя из двенадцатибалльной шкалы, n=66)
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||