Дети поют в хоре

ПРИРОДА, МУЗЫКА И МОРАЛЬ

 
Публикации
На главную
О себе
Контакты
Задания

Материалы II междун. конф. “Циклы”,Ч.1, -Ставрополь, 2000, С.188-193.


Согласно концепции интегральной индивидуальности человека своеобразие любого ее уровня, от цитогенетического до социально-психологического, определяет индивидуальность человека в целом, и так или иначе отражается на его личности. Роль интегратора свойств различных уровней выполняют генетика, природная и социальная среда и фактор деятельности [В.С.Мерлин, Б.А.Никитюк]. До недавнего времени в российской психологии первенство во влиянии на личность отдавалась социальной среде, в западной – генетике, в последние годы мнение исследователей претерпело изменения. Обобщение имеющихся литературных данных показывает наличие большого вклада геокосмических условий периодов эмбриогенеза и рождения в формирование личности человека и ее проявления [Волчек, 2004]. Повышенная чувствительность организма человека в эти периоды обуславливает «вексельное космическое воздействие», «геокосмическое импринтирование», что в конечном счете отражается на функционально-конституциональном типе людей, особенностях их темперамента и характера [20, 26]. Геокосмические условия оказывают влияние на рождение и смерть, длительность жизни человека, особенности личности и индивидуальности – одаренность и активность. Геокосмос постоянно воздействует на проявления функциональной асимметрии мозга, психофизиологические процессы и поведение, включая внушаемость, а тем самым на социальные процессы.

Мы являемся свидетелями смены климата и этот период сопровождается многочисленными экологическими нарушениями, включая электромагнитную загрязненность и иные последствия научно-технического процесса. Существование кумуляционного и синергетического эффектов резко увеличивает опасные последствия воздействия природных и антропогенных факторов на существование человека [Волчек, обзор2].

Известно, что свойства темперамента человека являются фундаментом развития способностей, интеллекта, личности, морали и нравственности, мировоззрения. Наши эмпирические многолетние исследования с помощью опросников «ОСТ» В.М.Русалова и «POI» по А.Маслоу показали, что геокосмические факторы (опосредованно через погодные условия на Земле) влияют на темпы роста и развития в периоды эмбриогенеза и онтогенеза, а тем самым на особенности темперамента человека. В свою очередь, особенности темперамента сказываются на личности человека и ее структуре. Чем длиннее исторический период, тем больше сопутствующие ему изменения в природной среде и тем больше размах амплитуды изменений интегральной индивидуальности человека. Изменчивость природы ведет к появлению новых генераций людей, оптимально адаптированных к текущим и будущим условиям среды, к смене соотношений типов темперамента и личности в обществе.

В результате лонгитюдного исследования нами обнаружена скоррелированность динамики показателей мышления, эмоциональных потребностей с ведущими геокосмическими факторами. В частности, сопряженность показателей логического и интуитивного мышления с динамикой магнитного поля Солнца, но различным образом для мужчин и женщин. Таким образом, воздействие природы на человека проявляется не только в особенностях рождающихся когорт, но и в состоянии реально функционирующего общественного сознания и настроения. Все это провоцирует циклы суперкультур П.Сорокина, волновой характер социально исторических процессов, трансформацию общества [Волчек, анючт.2004, динамика космоф. И социогенез]

В перечисленных явлениях отражается адаптация человека. Существует ряд видов и механизмов адаптации - генотипическая и фенотипическая, биоритмическая, иммуннологическая, рациональная и иррациональная, пассивная и активная. По А.Н.Терехиной [1982] можно выделить межпопуляционную, популяционную, индивидуальную и половую; хронографическую (возрастную, сезонную, годовую) и пространственную (биотическую, ландшафтную, географическую) адаптацию. В экстремальных условиях среды, при стрессе, в адаптации участвуют одновременно множество ее механизмов. Однако высшим проявлением адаптации является социальная адаптация [Ю.Г.Трошихина, 1982, С.64].

В этой связи приведем результаты исследования преступности, выполненные по заказу Всемирного банка [1999]. По полученным данным в среднем 10-15% населения страны – носители генетически положительного кода, законопослушные; 10-15% - с антиобщественными, агрессивными наклонностями. Остальное население обладает промежуточными свойствами и адаптируется в зависимости от превалирующей социальной среды в стране. Именно социальная среда имеет решающее значение. Сама адаптация может быть позитивной, с освоением прогрессивных ценностей и негативной, когда индивид, группа приобретают регрессивные ценности (корысть, формализм, ложь), что и происходит в России последние годы [World Bank, 1999; Р.Г.Отинашвили, 2001].

Другие виды адаптации и их сочетание.

Физиологам известно такое понятие как мышечная радость. Физическое напряжение в известных пределах (ходьба, спорт, гимнастика, физическая работа) может изменить настроение в лучшую сторону. Поэтому пляски, танцы и игры применяют для создания фона жизнерадостности [В.С.Дерябин, 1974].

Необычные виды адаптации, выявлены при изучении действия проповедей, обрядов и практики исцеления у шаманов. Показано, что энергичная двигательная активность и сверхактивность, (включая дрожание, трясение) действует в качестве «эндорфинового насоса», снижая чувствительность человека к боли, тревоге, ужасу. Иначе говоря, эндорфины продуцируются и в ответ на жесткую психическую угрозу в условиях гиперстресса или при моделировании микропсихозов (как при обрядах инициации, посвящений, например, в шаманы, в мужчины и т.п.).

Универсальной чертой шаманского целительства, медитаций и молитв является момент, когда иногда запуганный индивид вдруг переживает глубокое спокойствие и экстаз. У него появляется чувство откровения и самосовершенства, с иллюзией всемогущества ЭГО, веры – что он спаситель мира, или истина в последней инстанции. Отмеченные моменты могут возникать и как попытки самолечения. Это так называемое всемогущественное управление. Оно может присутствовать и в предсмертных переживаниях и как вера своей судьбоносности, вера в получение благосклонности от Бога или судьбы. Человек попадает в «быстрое» экстатическое состояние с потерей границ ЭГО, иногда с галлюцинациями. Он уверен, что переживания содержат глубокую истину, а зачастую и в том, что переживаемое состояние – проявление божества. Подобный феномен – отнюдь не редкость. Около 30% опрошенных в США их испытали хотя бы один раз в жизни, 5% - испытывают часто. Человек может увидеть особую картину неба, на небе и услышать слова «Я здесь, сзади тебя. Я никогда не покину тебя» [Р.Принс, 2001].

Именно такое состояние, состояние экстаза, описано в «Идиоте» Ф.Достоевского: «все волнения, все сомнения его, все беспокойства, как бы умиротворялись разом, разрешались в какое-то высшее спокойствие, полное ясной радости и надежды, полное разума и окончательной причины» [Ф.Достоевский, 1957, С.255]. По-видимому, сходное имеет место и при воздействии особого рода музыки и танцев c элементами вращения вокруг оси; чтения молитв, чтения т.н. звукорезонансных рядов с одновременной визуализацией и выполнением соответствующих текущему периоду физических упражнений [Л.А.Китаев-Смык, 1999; И.А.Воронов, 1998].

Божественные откровения очень важны для религии, и, прежде всего откровения пророков и мистиков. По Холмсу у таких людей в силу пережитых травм или наследственности наблюдается склонность к височной эпилепсии. Предположено, что многие религиозные лидеры – Святой Павел, Моисей, индийские мистики страдали ею. Очевидно, в височных долях мозга возникает некая цепочка, служащая основой для появления религиозного чувства. Канадский ученый Майкл Персингер, занимаясь этой проблемой, открыл новое научное направление – нейротеологию. Выяснилось, что религиозные переживания появляются в ответ на продуцирование с помощью специального шлема на голове испытуемого электромагнитных полей. Этому предшествуют особые ощущения. Многочисленные эксперименты с воздействием флуктуирующих магнитных полей на тысячах людей позволили испытать религиозное чувство у 80% их участников. Мощность таких полей может быть минимальной. В природных условиях в период Северного сияния – возмущенного состояния ГМП, растет число припадков, характерных для височной эпилепсии. Следовательно, большая часть религиозных видений вызвана магнитными полями и их влиянием на височные доли. Связь между мозгом и верой очень тесная. Такие видения и религиозные переживания, как показано, бывают и у людей с атеистическим мировоззрением. И независимо от религии здесь есть общее в процессах на уровне мозга, при пике этих переживаний как некоего духовного опыта. Вера в Бога определяется физиологией мозга, что не умаляет роли религии. Люди в большей или меньшей степени физиологически предрасположены к вере [Бог внутри нас. Док. Фильм.17.04.05, Культура].

Вполне вероятно, что указанный механизм помогает пережить человеку гиперстрессы в ситуациях природных катаклизмов, стихийных бедствий и катастроф. Считается, что религия выполняет ряд основных функций. 1) Компенсаторную – как покровитель, защитник перед лицом стихийных сил природы или при сильной зависимости от социальных сил. 2) Объединяющая, помогающая людям объединиться. 3) Регулирующая – контроль и регуляция поведения, нравственности членов общества. 4) Мировоззренческая или экзистенциальная, дающая смысл жизни. 5) Политическая – поддержание определенной политической системы. 6) Объясняющая - закрывающая «белые пятна» в теориях физики, астрономии, др. наук. 7) Разделяющая в силу антагонизма различных религиозных конфессий. 8) Редуцирующая – склоняющая к отказу человека от поисков истины («на все воля Божья»). 9) Репрессивная, вызванная страхом перед посмертным наказанием, представлениями об изначальной греховностью человека - обратная сторона регулятивной. 10) Развлекательная, возникшая недавно, поскольку современные телепроповедники мало чем отличаются от ведущих телешоу [Д.А.Чекалов, В.А.Кондрашов, 2004]

В эпохи ужесточения природных условий среды компенсаторная функция религии усиливается, чему способствует увеличение в обществе прослойки людей с религиозным по выражению С.Моэма темпераментом и характером. Постепенно происходит кардинальная смена ценностей (поворот на 180 градусов) и, вполне вероятно, что эти причины и ведут к чередованию суперкультур П.Сорокина, смене чувственной суперкультуры рациональной, идеалистической.

Нравственные принципы истоками должны иметь не «романтизм», (как у М.Цветаевой и ее мужа, от чего они и другие страдали), а мировые религиозные учения, дабы избежать соблазнов и путаницы в голове [М.Духанина, 2005, С.164-165]. Интересен в этом аспекте опыт Китая, конфуцианства [В.Рыбаков? 2005]. Процесс китайской истории имеет взлеты и падения, где циклы последовательны и как бы скроены по одному шаблону. Китай каждый раз возрождался, поскольку в основе китайской бюрократии конфуцианство с его идеалами, необходимыми для нравственной перспективы личности в неразрывном единстве с законом, справедливостью государства. Конфуцианство выстояло сформулировав эталон этического человека – благородного мужа – цзюньцзы и, частично доказав его принципиальную достижимость для любого, кто постарается его достичь. Так был задан индивидуальный этический идеал, без которого ни одно общество существовать не может. В других регионах подобное сделали великие этические религии.

Для общества же важнее системы достижения обычных жизненных целей, поведенческие стереотипы и критерии оценки чужих поступков. А тут все сильно зависит от признанного эталонным поведения общественных кумиров. Социальная значимость идеалов, вымышленных и привнесенных в общество их не-от-мира-сего творцами, заключается в том, что под их воздействием могут быть облагорожены средства достижения целей неидеальных, обыденных. Другими словами, если в обществе быть цзюньцзы сладостно и почетно, их уважают, то и другие будут стараться походить на них, а дети – будут мечтать стать совершенными мужами. Чем социальнее ориентирован кумир, идеал общества, тем жизнеспособнее и перспективнее общество в целом. (Например, сейчас в Китае с успехом идет сериал по нашему фильму «А зори здесь тихие»). Таким образом, в конфуцианстве мораль и право сплелись воедино. Кроме того, устойчивость конфуцианства держится и на двуединстве семьи и государства, что обеспечивает стремление к благу семьи и к благу государства как большой семьи. И нам в России, как пишет В.Рыбаков, необходимы сейчас масштабные общие государственные дела и идеалы. «Время роста возможностей – время идеалов, приносящих ощутимые плоды, а стало быть, наилучшее время для морали, бескорыстия и принципиальности…» сменяется временем неустойчивого равновесия, стабильности, пока процесс деморализации не захватит предельно допустимую часть самих отправляющих правосудие чиновников и силовых структур. И тогда начинается бунт, восстание попранной справедливости или войны с набегавшими кочевниками [В.Рыбаков, 2005, С.172].

Музыка

Из всех видов искусства, музыка обладает наибольшей властью над настроениями и чувствами людей. Она помогает процессу уравновешивания человека с миром, со средой. Ее важнейшие функции – эмотивная, коммуникативная, воспитательная, пропагандисткая, регуляторная, развлекательная, динамогенная. В то же время, музыка служит своеобразным слепком состояния общества, общественного настроения. Неслучайно музыка в древнем Китае трактовалась как дело величайшей важности. Значение музыки в жизни человека неоценимо, тем более в наше время, когда благодаря развитию техники музыка по времени, которое ей посвящается, вышла среди других видов искусств на первое место. И, тем не менее, очень многое в музыке, ее воздействием на человека остается пока нераскрытым [О.Д.Волчек, 2004]. Музыка будит воспоминания, которых не было в жизни человека (возможно, те, что скрыты во внутренней памяти от предков). Музыка подобно облучению пробуждает в клетке какие-то силы и возможно наследственную память [А.Жаренов, 1970]. По-видимому, с этим феноменом связано использование музыки и в гипнотических техниках у всех народов мира: с помощью ритма барабана и других инструментов, священных речитативов и молитв, танцев с кружением вокруг собственной оси [М.Куликова, 2005].

Наши исследования семантики ладотональности показали, что ее можно рассматривать как музыкальный индикатор психофизиологического состояния человека, динамики его биоритмических процессов в зависимости от текущих условий природной среды. Изучение особенностей соотношения мажора и минора, частоты использования ладотональностей при анализе 2246 советских песен 1959-1982гг выявили сопряженность эволюции этих признаков с динамикой ведущих геокосмических факторов – межпланетное магнитное поле, приливообразующая сила, численность солнечных пятен, совместное положение планет Солнечной системы, p?0,01-0,001 [О.Д.Волчек, 1996, 2004].

Итак, музыка может быть как средством воздействия на человека, так и выполнять диагностическую функцию, отражая общественное сознание и настроение. Последнее важно в свете работ П.Сорокина о трех типах суперкультур и их периодической смене, что по нашему мнению провоцируется природными многовековыми ритмами. На основе многолетнего изучения данных для ряда стран по собственной методике за период свыше 2500 лет П.Сорокин выявил существование трех суперкультур – чувственной, идеациональной, идеалистической - интегральной, которые периодически сменяют друг друга. Фундаментальным историческим процессом нашего времени является упадок и дезинтеграция чувственной культур [П.Сорокин, 1992, С.425]. Это кризис всей западной культуры и общества, кризис искусства и науки, философии и религии, права и морали, образа жизни и нравов. Или коротко – это кризис почти всей жизни, образа мыслей и поведения, присущих западному обществу. С середины XX века мир живет под лозунгом «лови момент», «все в мире относительно». И наука, и философия, и образование пропитаны утилитарными целями. Последствием дезинтеграции чувственного строя являются войны, революции и преступления. Сила становится правом.

Наиболее чувствительным зеркалом, отражающим общество и культуру, являются искусства. Их составные – живопись, скульптура, литература, музыка, драматургия, архитектура. Признаки трех суперкультур в искусстве, полученные П.Сорокиным на основе изучения сотен тысяч картин и скульптур, музыкальных и литературных произведений ведущих европейских стран за период с начала средних веков до 1930 года. Главное отличие искусства трех суперкультур состоит в природе их тем: 1) либо чувственно - религиозная, 2) либо чувственно-эмпирическая (светская). Главные стили: визуальный (чувственный), идеационный (символический, формальный), экспрессионистский, смешанный.

П.Сорокин заметил, что уже с XIII века уменьшается доля простой, возвышенной музыки хоралов и растет доля музыки, богатой чувственными изысками. Более того, в XX веке появляется так называемая атональная музыка и какофония, происходит резкое увеличение используемых инструментов и тембров. Сходное явление наблюдается и в архитектуре. Постепенное доминирование чувственной культуры наглядно демонстрирует рост картин (в процентах) с чувственной или эротической тематикой.

Искусство низводится все больше до простого чувственного наслаждения – «вино – женщины – песня», становится все более иллюзорным и обманчивым. Оно уклоняется от позитивных к негативным и патологическим событиям. Ищет все большего многообразия и приходит к разрушению гармонии, равновесия и единения, к хаосу. Искусство стало в основном товарным, игнорирующим высокое и благородное. Герои его зачастую шуты, комедианты, убийцы, психически нездоровые лица. Назначение искусства сейчас – полезность, развлечение, удовольствие, стимуляция нервов и полового возбуждения. Оно не возвышает массы, а низводит их до уровня обычного стада.

На первом месте в музыке находятся вульгарные певцы эстрады, а в литературе дешевые книги убийств и секса. Качество заменяется количеством. Упадок в искусстве проявляется и в снижении творческой продуктивности, карликовости творцов во всех видах искусства, особенно в сравнении с творцами XIX века. Но происходит и зарождение искусства будущего, создание новых интегральных форм изящных искусств. Идет борьба между силами прежде созидательного, а сейчас устаревшего чувственного порядка и возникающими созидательными силами нового интегрального строя [П.Сорокин, 1992, 1993].

Исходя из положений П.Сорокина, представляется крайне важным исследование признаков современной культуры и потребностей молодежи. Ранее под нашим руководством А.Н.Куявским были изучены особенности мотивации студентов, в связи с их музыкальными предпочтениями. Выявлена тесная зависимость между полом, особенностями темперамента, потребностями по Б.И.Додонову и предпочитаемым музыкальным стилем. Лидирующими стилями оказались рок, поп, хард-рок, классика, dance, рэп и хип-хоп. Корреляционный анализ выявил максимальное число значимых связей (p?0,01) между потребностями в пугнических переживаниях и такими музыкальными стилями как рок, рэп, dance, хард-рок [А.Н.Куявский, 2004]. Учитывая то, что потребность в пугнических переживаниях – это желание преодолевать трудности, рисковать, бороться, испытывать азарт, выявленные зависимости отнюдь не случайность. Они, по-видимому, отражают как возрастные особенности, так и вызваны продолжающимся ростом природных катастроф, все более интенсивными изменениями погодных условий из-за смены климата. В России отмеченные явления усугубляются многолетним периодом социальной неустойчивости – эпохой перемен.

Целью настоящей работы было изучение музыкальных предпочтений трех поколений жителей Санкт-Петербурга. Использовалась анкета А.Н.Куявского, где испытуемые отмечали предпочитаемые музыкальные стили, а также их представителей в лице различных групп и исполнителей. Исследование проводилось в ноябре – декабре 2004 года при активном участии студентов РГПУ им.А.И.Герцена и СПбИГО. Всего анкетировано 341 человек. По возрасту, участники обследования составили три группы: 16-25, 26-40, 41-65 лет. Их численность была соответственно 98, 20, 12 для мужчин и 152, 33, 26 человек – для женщин.

Результаты тестирования приведены в таблицах №1,2, где Up – критерий углового преобразования Фишера.

Независимо от пола и возраста лидирующими стилями, в порядке убывания, оказались следующие: поп-музыка, классический рок, электронная (dance), классика, советская эстрада. Для этих стилей значения показателя выбора в процентах от общего числа испытуемых варьировали от 51,6 до 26,4. Минимум выборов соответствовал народной и духовной музыке – 10,6-7,3. У лиц с музыкальным образованием наблюдаются значимые различия (p?0,03-0,001) в сравнении с остальными в увеличении показателей для поп-музыки, классики, рэп и хип-хоп, духовной музыки, при уменьшении доли показателя для стиля шансон. Различия в выборе женщин и мужчин (p?0,06-0,001) обнаружены для 6 стилей из 12 возможных. Предпочитаемыми стилями для женщин, оказались, в порядке убывания, поп-музыка, классический рок, электронная музыка, классика, советская эстрада. Для мужчин – классический рок, электронная музыка, поп-музыка, хард-рок и металл, классика.

Анализ данных показал существование глубоких различий в музыкальных предпочтениях трех поколений. Молодое поколение: избранные стили у юношей – электронная музыка, классический рок, хард-рок и металл, поп-музыка, рэп и хип-хоп, классика (42,8-22,4). У девушек – поп-музыка, электронная, классический рок, советская эстрада, классика, джаз и блюз (75-19,6). В группе старшего поколения картина выглядела совсем иначе. У мужчин предпочтения отданы таким стилям как советская эстрада, классика, авторская песня, шансон, джаз и блюз (83,3-41,7). У женщин – стилям – советская эстрада, классика, авторская песня, шансон, джаз и блюз (61,5-30,8). Минимальные предпочтения – 0-3,8 и у мужчин и у женщин пришлись на стили хард-рок и металл, рэп и хип-хоп. В группе 26-40 лет были наименьшие величины исследуемых показателей, что, возможно, указывает на меньшую потребность в музыке в этом возрасте. У мужчин предпочтения отданы стилям шансон, поп-музыка, классический рок, советская эстрада, авторская песня (55-30). У женщин – стилям поп-музыка, классический рок, классика, советская эстрада, авторская песня, джаз и блюз (54,5-27,3). И у мужчин и у женщин духовная музыка оказалась на последнем месте (0 - 6).

Среди избранных 30 групп и исполнителей, предпочитаемых максимальным числом из всех опрошенных лиц (32,8-18,8%), преобладали зарубежные музыканты. Перечислим тех, кто занял первые 20 мест: Звери, Кино, Queen, Tarkan, Madonna, Высоцкий, Виа Гра, Сплин, Eminem, ДДТ, Ленинград, Дискотека Авария, Машина времени, Верка Сердючка, Enigma, Rammstain, Linkin Park, Depeshe Mode, Led Zeppelin, The Beatles.

Таким образом, музыкальные предпочтения тесно связаны с полом и возрастом человека, наличием или отсутствием музыкального образования. Они отражают потребности разных поколений в музыке «своего времени», в музыке, которая насытит необходимыми эмоциями и лучше всего поможет адаптироваться к текущим природным и социальным процессам. Поэтому среди предпочитаемых музыкантов есть представители разных поколений. Это в первую очередь те, кто наиболее талантлив и искренен в своем творчестве и не уставал меняться и совершенствоваться в своем мастерстве. Одновременно, предпочтения отданы и, так называемым раскрученным музыкантам – Звери, Верка Сердючка, Глюкоза, но надолго ли?

Удручает разрыв в музыкальных вкусах трех поколений относительно таких стилей как народная и духовная музыка, что, безусловно, ведет к культурному обеднению. Фактически молодое поколение утрачивает свои музыкальные корни, а это пагубно для становления этнической идентификации, патриотизма.

Однако сопоставим описанные данные, общую картину музыки XXI века [О.Д.Волчек, 2005] с особенностями музыки трех суперкультур по П.Сорокину. Да, картина хаоса и катастрофы, вымирания целых жанров музыки, классической музыки, диснеизация и коммерциализация в средствах массовой информации. И в то же время налицо многообразие стилей и направлений, бесконечность музыкальных техник сочинения и звуков. Идет грандиозная перемена с возвращением духовных песнопений, хоралов и использованием одновременно всех возможностей электронной музыки. Все это можно трактовать как наступление интегральной суперкультуры, для которой характерно разнообразие. Одновременно прорастают на ее фоне побеги религиозной суперкультуры. Но и чувственная суперкультура не спешит отступать, чему содействует отсутствие художественных советов, так называемого внутреннего цензора у многих владельцев СМИ. Чтобы выжить молодежи нашей страны, человечеству необходимо помочь прорастанию новой интегральной и следующей за ней идеационной суперкультуре.

Табл. №1

Обобщенные музыкальные предпочтения (в %)

Стиль музыки Все, n=341


С музобразованием, n=59 Up Мужчины, n=130 Женщины, n=211 Up
Духовная 7,3 20,3 2,75 4,61 9 -
Классика 28,7 50,8 3,23 26,1 30,3 -
Народная, фолк 10,6 13,6 - 10 10,9 -
Советская эстрада 26,4 22,0 - 20,8 29,8 1,86
Джаз и блюз 20,2 28,8 - 16,9 22,3 -
Поп-музыка 51,6 64,4 1,84 30,0 64,9 6,4
Авторская песня 19,9 15,2 - 13,1 24,2 2,58
Шансон 17,6 6,8 2,4 19,2 16,6 -
Классический рок 36,6 33,9 - 38,5 35,5 -
Хард-рок и металл 17,6 15,3 - 28,5 10,9 4,06
Рэп и хип-хоп 15,0 25,4 1,85 21,5 10,9 2,61
Электронная, dance 33,7 25,4 - 34,6 33,2 -

Табл.№2

Музыкальные предпочтения (в %), пол и возраст

Мужчины Женщины
Стиль музыки 16-25 лет 26-40 лет 41-65 лет Up 16-25 лет 26-40 лет 41-65 лет Up
Духовная 5,1 0 8,3 1,71 8,55 6,06 15,4 -
Классика 22,4 10,0 58,3 2,99 24,3 33,3 61,5 3,64
Народная, фолк 8,2 10,0 25,0 1,52 7,24 18,2 23,1 2,17
Советская эстрада 11,2 30,0 83,3 5,29 24,3 30,3 61,5 3,64
Джаз и блюз 13,3 20,0 41,7 2,47 19,7 27,3 30,8 -
Поп-музыка 29,6 40,0 16,7 - 75,0 54,5 19,2 5,59
Авторская песня 5,1 30,0 50,0 3,65 18,4 30,3 50,0 3,22
Шансон 8,2 55,0 50,0 4,46 11,8 21,2 38,4 2,99
Классический рок 40,8 35,0 25,0 - 37,5 42,4 15,4 2,33
Хард-рок и металл 34,7 15,0 0 4,0 12,5 9,1 3,84 1,55
Рэп и хип-хоп 26,6 10,0 0 3,43 13,8 6,06 0 3,44
Электронная, dance 42,8 10,0 8,3 2,75 40,1 21,2 7,7 3,81
N 98 20 12 152 33 26
Примечание: 1) Up?1,52, p=0,06; Up?1,84, p=0,03; Up?2,4, p=0,01; Up?3,0, p=0,001. 2) Значения Up приведены для выделенных показателей.

 

Литература

1. Волчек О.Д. Музыка и свет. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2004.-43 с.

2. Жаренов А.. Парадокс великого Пта.- М.: Молодая гвардия, 1970. –256 с.

3. Куликова М. Третье состояние сознания//Ж. Огонек, №14, 2005, С.28-30.

4. Волчек О.Д. Возможности метода анализа продуктов творчества человека/ Корреляции биологических и физико-химических процессов с космическими и гелио-геокосмическими факторами.- Пущино, 1996, С.58-59.

5. Волчек О.Д. Музыка XXI века/ Социальная психология сегодня: наука и практика. Межвуз. Научно-практ. Конф. СПбИГУ., 2005.

6. Духанина М.»Нецелованный крест»//Новый мир, №3, 2005, С.157-166.

7. Куявский А.Н. Особенности мотивации студентов в связи с их музыкальными предпочтениями. /Выпускная квалификационная работа, СПб, РГПУ им.А.И.Герцена.

8. Орешкин Дм. Деньги, биг-маки, социальная справедливость//Знамя, №12,2004, С.117-139.

9. В.Рыбаков.

10. Саган К. Космос: Эволюция Вселенной, жизни и цивилизации/Пер. с англ. А.Сергеева. – СПб.: Амфора. ТИД Амфора, 2004.- 525 с.

11. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. – М.: Изд. Полит. лит., 1992. – 543 с.

12. Сорокин П. Главные тенденции нашего времени. – М. 1993.

13. World Bank. World Development. Report.1999. May.