ИМЯ И ВОЗМОЖНОСТИ САМОРЕАЛИЗАЦИИ |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Психологические проблемы самореализации личности. Вып.7/Под ред. Л.А.Коростылевой. – СПб.: Изд-во Петерб. уни-та, 2003, С.67-75. Имя как часть самосознания определяет ценностные ориентации человека в его притязаниях на признание, особенности половой идентификации, характера, построения жизненных перспектив [Мухина В.С., 1997]. По П.А.Флоренскому, есть предпосылки к внутреннему единству организации всех носителей одного и того же имени. Имена действуют как формообразующие силы, объединяющие всех своих носителей. Имя действительно направляет жизнь личности, но при этом сама личность должна определять свое нравственное содержание, свои жизненные пути [Флоренский П.А., 1993]. С.Р.Минцлов, суммируя имена известных российских писателей, композиторов, актеров и военных XIX века, заметил поражающую однородность характеров и свойств носителей одного и того же имени и явную диспропорцию между частотой встречаемости конкретных имен и числом замечательных людей – носителей этих имени. В России XIX века наиболее распространенными именами были Иван, Николай, Дмитрий, однако число замечательных и особенно выдающихся лиц максимальным оказалось среди Александров [Минцлов С.Р., 1995]. Нами с 1996 г. проводится комплексное исследование влияния имени на человека [Волчек О.Д., 2001; 2003]. Главный вывод: существуют глубинные отличия в особенностях лиц с разными именами. Существует и психологический образ имени. Он является многокомпонентным и содержит в себе цветовые, эмоциональные и характерологические составляющие. Изучение взаимосвязи между именем и профессией успешно реализовавших себя замечательных россиян, в основном наших современников, позволило обнаружить диспропорцию между частотой встречаемости имен и числом замечательных людей с тем или иным именем. Так для мужчин самыми многочисленными среди выдающихся лиц оказались группы с именами Александр, Михаил, Николай. Для женщин – Наталия, Татьяна. Однако имена Николай и Михаил не лидируют по частоте встречаемости в исследуемый период. Помимо этого выявлены достоверные различия частоты встречаемости имен у замечательных людей разных профессией (p<0,05– 0,005), и соответственно выделены имена-фавориты. Для писателей ими оказались, в порядке убывания, Виктор, Григорий, Юрий, Дмитрий, Михаил. Для актеров – Олег; ученых – Иван, Игорь, Владимир, Михаил. В группе высших чиновников и общественных деятелей лидировало имя Николай. Среди успешных женщин-литераторов на первом месте имя Светлана; актрис – Елена; чиновников и общественных деятелей – Людмила, Татьяна, Наталия; педагогов и психологов – Татьяна, Людмила, Ирина; певиц – Надежда, Людмила, Ирина [Волчек О.Д., 2000]. Обнаруженные факты и закономерности подтверждают выводы С.Р.Минцлова и соотносятся с портретами имен П.А.Флоренского. Например, Елена – чаровница с вечной женственностью, в ней наиболее развита способность эмоционального отклика и воздействия на окружающих. Людмиле тягостна тихая речь, это героический тип с даром вести за собой людей. Александр – самое гармоничное имя, имя великих людей. Николай – склонен видеть себя центром действий и разумной волей, свое предназначение усматривает в опеке других и их благе [Флоренский П.А., 1993]. Целью нашей работы был сравнительный анализ особенностей лиц с именами Александр, Владимир, Иван, Николай, Олег, Елена, Наталия, Светлана в сопоставлении с характерологическим образом имен их носителей. Для этого изучались ранее полученные нами сведения по следующим методикам: опросник «ОСТ» В.М. Русалова; опросник Е.П.Торрансе для исследования показателей ведущих стилей мышления [Torrance E.P., 1988]; самооценка по В.Н.Куницыной [Куницына В.Н., 1995]; тест-анкета по ранжированию потребностей в социализированных эмоциональных переживаниях [Додонов Б.И., 1978]; опросник POI для изучения показателей самоактуализированной личности по А.Маслоу. Характерологический образ – самые распространенные и наименее распространенные черты характера, присущие носителям 20 женских и 20 мужских русских имен, - исследовался с помощью анкеты М.Гоклена, содержащей 100 шкал [Гоклен М., 1998]. Благодаря ей известный французский ученый выявил характерологический образ выдающихся представителей 10 профессий: ученого, художника, военного, журналиста, спортcмена, актера, политика, бизнесмена, писателя, медика. При изучении характерологического образа имен мы использовали следующую инструкцию: «Заполните, пожалуйста, столбцы анкеты в соответствии с Вашими представлениями о чертах характера и личности в связи с тем или иным именем. Ставьте значок «+» на строчке с чертой (чертами) характера, которая, как Вам кажется, обычно присуща лицам с данным именем и его звучанием». Для предотвращения утомления анкета была разбита на две части, а тестирование проводилось в два этапа с интервалом в две – четыре недели. Всего в период 2002 – 2003 гг. опрошено 857 человек в возрасте от 15 до 72 лет, большинство из них – студенты. Численность лиц, заполнивших анкету для конкретного имени, составила от 159 до 259 человек. Поскольку важно знать, что является фундаментом характерологического образа имени, 207 человек одновременно с заполнением анкеты М.Гоклена отмечали, на какие из ниже перечисленных ассоциаций они опирались: 1) ассоциации со знакомыми; 2) по звучанию; 3) с героями средств массовой информации; 4) с героями книг; 5) «как Бог на душу положит». Для математической обработки применялись t – критерий Стьюдента и Up – аргумент нормального распределения углового преобразования Фишера [Сидоренко Е.В., 2000]. Наибольшая часть данных для лиц с одинаковыми именами получена путем ежегодного тестирования старшеклассников и студентов ряда факультетов РГПУ им. А.И.Герцена, начиная с 1990 г.. По каждой методике протестировано от 800 до 4500 человек. Поскольку это так называемый женский вуз численность мужской выборки значительно меньше, чем женской, а для теста POI она минимальна – на уровне пилотажного исследования. Обширный массив сведений получен по методике М.Гоклена. Результаты его обработки свидетельствуют о существовании развернутого характерологического образа имени, (различия достоверны, p< 0,001). Например, значения показателя по шкале «общительный» варьировали от 20,5 для Федора до 56,5 для Андрея (Up=7,51); по шкале «хладнокровный» - от 10,6 для Алексея до 25 для Александра (Up=3,75), «сдержанный» – от 12,6 для Дениса до 31 для Павла (Up=4,29). Фактически для любого из 40 имен имеется особый набор значений по большинству из 100 признаков. Как выяснилось, при заполнении характерологической анкеты испытуемые руководствовались, в порядке убывания, ассоциациями со знакомыми – 88,9%, по звучанию – 57%, «как Бог на душу положит» - 28,5%, «ассоциациями с героями СМИ – 14%, с героями книг – 12,6%. Ассоциации по звучанию нередко служили опорой в случаях, когда испытуемые не знали лично носителей определенных имен. Следовательно, можно говорить, что характерологический образ имени отражает обобщенные личностные качества реальных людей с этим именем, архетип имени. В таблице приведены описания характерологического образа анализируемых имен, полученные по методике М.Гоклена. В первом столбце указано имя, во втором приведены самые распространенные черты характера по анкете М.Гоклена в порядке убывания выраженности их значений от 50% и более % до 25%. В третьем столбце перечислены наименее распространенные черты характера, в порядке возрастания их численности от 2 – 5% до 16%. Жирным шрифтом выделены максимальные, курсивом – минимальные курсивом по конкретному признаку значения, выявленные при анализе показателей по всем 20 изученным мужским или женским именам. Логично считать их типичными чертами носителей данного имени для современной эпохи. Обобщенный образ исследуемых имен органично дополняет результаты качественного анализа особенностей лиц с этими именами. Очевидны различия в особенностях темперамента, мышления, самооценки, отношения к себе и другим, мотивации, воли, поведения, характера в зависимости от имени человека. Эти особенности, по-видимому, и служат основанием для более успешного освоения Табл. 1 Имя и характерологический портрет
определенных профессий, а в отдельных случаях дают дополнительные шансы, для того, чтобы стать замечательным человеком. Например, характерологический образ Александра близок к портрету идеального мужчины. В то же время у самих Александров, как нам удалось выяснить, показатели самооценки имеют заниженные значения. Представляется, что это и побуждает носителей данного имени не останавливаться на достигнутом, стремиться к новым вершинам. Для Наталий позитивный характерологический образ имени сочетается с максимально высокой выраженностью большинства показателей самоактуализации по опроснику РОI . Обнаруженные особенности носителей определенных имен объяснимы с позиций вибрационного воздействия звуков на клеточном уровне, на уровне отдельных тканей и всего организма, звукорезонансного механизма этого воздействия и его кумуляции на протяжении длительного времени [Мосолов А.Н., 1980; Романов С.Н., 1983; 1991; Аринчин Н.И., 1988]. Несомненно, на формирование личности влияет наречение родителями ребенка в честь кого-то любимого и родного, известного и замечательного. Влияет за счет определенных ожиданий и установок со стороны родителей. С другой стороны, обладание неким именем может оказывать воздействие в силу феномена самоподтверждающегося влияния первых впечатлений [Пайнс Э., Маслач К., 2000], в нашем случае существования многокомпонентного образа имени. Итак, cуществуют глубинные отличия в особенностях лиц с разными именами – в показателях темперамента, мышления, самооценки, мотивации, самоактуализации. Психологический образ имени отражает обобщенные представления о носителях тех или иных имен. Он является сложным и содержит в себе наряду с цветовыми, эмоциональными и многочисленные характерологические составляющие. Обладание определенным именем может влиять на особенности самореализации, выбор профессии и профессиональную успешность.
Указатель литературы Аринчин Н.И. Периферические «сердца» человека. Минск, 1988. Волчек О.Д. Имя и профессия // Социологические исследования, 2000, № 2. Волчек О. Д. Образ имени, его изменчивость и значение. Воздействие имени как сложного виброакустического сигнала // Циклы. Материалы III Междунар. Конференции. Ч. 2. Ставрополь, Кисловодск, 2001. Волчек О.Д. Имя и человек // Ананьевские чтения – 2003. Под общ. ред. Л.Н.Цветковой, Л.А.Головей. СПб., 2003. Гоклен М. Досье космических влияний. М., 1998. Додонов Б.И. Эмоции как ценность. М., 1978. Куницына В.Н. Социальный интеллект и социальная компетентность // Теоретические и прикладные вопросы психологии / Под общ. ред. А.А.Крылова. СПб.,1995. Минцлов С.Р. Странное. Власть имен // Имя, характер, судьба. Сборник. М.,Яуза, 1995. Мосолов А.Н. Генетический аппарат эукариотов как единая динамическая структура //Успехи современной генетики, М., 1980, № 9. Мухина В.С. Возрастная психология. М., 1997. Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии. СПб., 2000. Романов С.Н. Биологическое действие механических колебаний. Л., 1983. Романов С.Н. Биологическое действие вибрации и звука. Парадоксы и проблемы ХХ века. Л., 1991. Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии. СПб., 2000. Флоренский П. А. Имена. Архив священника Павла Флоренского. Кострома, 1993. Torrance E. P. Style of Learning and Thinking. Administrator’s Manual. Bensenville, 1988.
ABSTRACT O.D.VOLCHEK Name and possibilities of the self-realization The results of the complex investigation of the influence of Name at peculiarities of the temperament, thinking, self-marking, motivation, self-realization and characterologic image of names by form of M. Goklen are described in the article. The existence of the deepest differences in the peculiarities of persons with the different names and many-component characterologic name image, reflecting the generalized personality qualities of the carrier of one and the same name is noted. The results by different methods are highly reliable and complete each other organically. The conclusion is, that possession with definite name can influence at the peculiarities of the self-realization, choise of profession and professional success. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||