Дети поют в хоре

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ ТРЕХ ПОКОЛЕНИЙ

 
Публикации
На главную
О себе
Контакты
Задания

Социальная психология сегодня: наука и практика. Межвуз. научно-практ. конф. – СПб., ГУП, 2005, С.43-45.


Главным фактором развивающегося государства является человеческий капитал. Экономика, благополучие страны определяются социокультурным фоном, социальной средой. Из всех видов искусства, музыка обладает наибольшей властью над настроениями и чувствами людей. Она помогает процессу уравновешивания человека с миром, со средой. Ее важнейшие функции – эмотивная, коммуникативная, воспитательная, пропагандисткая, регуляторная, развлекательная, динамогенная. В то же время, музыка служит своеобразным слепком состояния общества, общественного настроения. Неслучайно музыка в древнем Китае трактовалась как дело величайшей важности.

Наши исследования семантики ладотональности показали, что ее можно рассматривать как музыкальный индикатор психофизиологического состояния человека, динамики его биоритмических процессов в зависимости от текущих условий природной среды. Изучение особенностей соотношения мажора и минора, частоты использования ладотональностей при анализе 2246 советских песен 1959-1982гг выявили сопряженность эволюции этих признаков с динамикой ведущих геокосмических факторов – межпланетное магнитное поле, приливообразующая сила, численность солнечных пятен, совместное положение планет Солнечной системы, p?0,01; 0,001 [О.Д.Волчек, 1996, 2004].

Ранее под нашим руководством А.Н.Куявским были изучены особенности мотивации студентов, в связи с их музыкальными предпочтениями. Выявлена тесная зависимость между полом, особенностями темперамента, потребностями в социализированных эмоциональных переживаниях по Б.И.Додонову и предпочитаемым музыкальным стилем. Лидирующими стилями оказались рок, поп, хард-рок, классика, dance, рэп и хип-хоп. Корреляционный анализ выявил максимальное число значимых связей (p?0,01) между потребностями в пугнических переживаниях и такими музыкальными стилями как рок, рэп, dance, хард-рок [А.Н.Куявский, 2004]. Учитывая то, что потребность в пугнических переживаниях – это желание преодолевать трудности, рисковать, бороться, испытывать азарт, выявленные зависимости отнюдь не случайность. Они, по-видимому, вызваны продолжающимся ростом природных катастроф, все более интенсивными изменениями погодных условий из-за смены климата. В России отмеченные явления усугубляются многолетним периодом социальной неустойчивости – эпохой перемен.

Целью настоящей работы было изучение музыкальных предпочтений трех поколений жителей Санкт-Петербурга. Использовалась анкета А.Н.Куявского, где испытуемые отмечали предпочитаемые музыкальные стили, а также их представителей в лице различных групп и исполнителей. Исследование проводилось в ноябре – декабре 2004 года при активном участии студентов. Всего анкетировано 341 человек, из них 130 мужчин, 211 женщин, 59 лиц – с музыкальным образованием. По возрасту, участники обследования составили три группы: 16-25, 26-40, 41-65 лет. Их численность была соответственно 98, 20, 12 для мужчин и 152, 33, 26 человек – для женщин.

Результаты. Независимо от пола и возраста лидирующими стилями, в порядке убывания, оказались следующие: поп-музыка, классический рок, электронная (dance), классика, советская эстрада. Для этих стилей значения показателя выбора в процентах от общего числа испытуемых варьировали от 51,6 до 26,4. Минимум выборов соответствовал стилям народная и духовная музыка – 10,6-7,3. У лиц с музыкальным образованием значимые различия (p?0,03-0,001) в сравнении с остальными сказались в увеличении показателей для поп-музыки, классики, рэп и хип-хоп, духовной музыки, при уменьшении доли показателя для стиля шансон.

Различия в выборе женщин и мужчин (p?0,06-0,001) обнаружены для 6 стилей из 12 возможных. Предпочитаемыми стилями для женщин, оказались, в порядке убывания, поп-музыка, классический рок, электронная музыка, классика, советская эстрада. Для мужчин – классический рок, электронная музыка, поп-музыка, хард-рок и металл, классика.

Анализ данных показал существование глубоких различий в музыкальных предпочтениях трех поколений. Молодое поколение: избранные стили у юношей – электронная музыка, классический рок, хард-рок и металл, поп-музыка, рэп и хип-хоп, классика (42,8-22,4). У девушек – поп-музыка, электронная, классический рок, советская эстрада, классика, джаз и блюз (75-19,6). В группе старшего поколения картина выглядела совсем иначе. У мужчин предпочтения отданы таким стилям как советская эстрада, классика, авторская песня, шансон, джаз и блюз (83,3-41,7). У женщин – стилям советская эстрада, классика, авторская песня, шансон, джаз и блюз (61,5-30,8). Минимальные предпочтения – 0-3,8 и у мужчин и у женщин выпали на долю стилей хард-рок и металл, и рэп и хип-хоп. В группе 26-40 лет были наименьшие величины исследуемых показателей, что, возможно, указывает на меньшую потребность в музыке в этом возрасте. У мужчин предпочтения отданы стилям шансон, поп-музыка, классический рок, советская эстрада, авторская песня (55-30). У женщин – стилям поп-музыка, классический рок, классика, советская эстрада, авторская песня, джаз и блюз (54,5-27,3). И у мужчин и у женщин духовная музыка оказалась на последнем месте (0 - 6).

Среди избранных 30 групп и исполнителей, выбор которых был максимальным и составил от общего числа участников 32,8-18,8%, преобладали зарубежные музыканты. Перечислим тех, кто занял первые 20 мест: Звери, Кино, Queen, Tarkan, Madonna, Высоцкий, Виа Гра, Сплин, Eminem, ДДТ, Ленинград, Дискотека Авария, Машина времени, Верка Сердючка, Enigma, Rammstain, Linkin Park, Depeshe Mode, Led Zeppelin, The Beatles.

Таким образом, музыкальные предпочтения тесно связаны с полом и возрастом человека, наличием или отсутствием музыкального образования. Они отражают потребности разных поколений в музыке «своего времени», в музыке, которая насытит необходимыми эмоциями и лучше всего поможет адаптироваться к текущим природным и социальным процессам. Поэтому среди предпочитаемых музыкантов есть представители разных поколений. Это в первую очередь те, кто наиболее талантлив и искренен в своем творчестве и не уставал меняться и совершенствоваться в своем мастерстве. Одновременно, предпочтения отданы и, так называемым раскрученным музыкантам – Звери, Верка Сердючка, Глюкоза, но надолго ли?

Удручает разрыв в музыкальных вкусах трех поколений относительно таких стилей как народная и духовная музыка, что безусловно ведет к культурному обеднению. Фактически молодое поколение утрачивает свои музыкальные корни, что пагубно для становления этнической идентификации, патриотизма.