Музыка XXI века |
||||||
|
Социальная психология сегодня: наука и практика. Межвуз. научно-практ. конф. – СПб., ГУП, 2005, С.45-47. Музыка из всех видов искусств за последние 20 лет по ее «потреблению», значимости перешла с 4-го на 1-е место. Но львиную долю в музыке составляют вокальные миниатюры всевозможных жанров от духовных песнопений, романсов до популярных песен поп-, рок-, диско- и других направлений. У молодежи, согласно опросам, лидируют жанры поп-, шансон, рок-музыки. Если вспомнить многочисленные конкурсы – Сопот, Юрмала, Сочи, Песня года и др., понимаешь, что именно вокальные миниатюры занимают самое большое место в эфире. Истоки этого выбора ведут в XIX век – эпоху романтизма, к Lied или Lieder, что в переводе с немецкого можно толковать как «песни», но очень выразительные и в своеобразной форме. Как можно прочесть в энциклопедии «Мир музыки», 2004 (пер. с исп.), при своем появлении они исполнялись на музыкальных вечерах, где соответствовали желаниям и настроению слушателей. Как жанр песня родилась в середине XVIII века, а к середине XIX века Lied во Франции приобрела особую форму – chanson. Развитие радио, кино, ТВ, новых средств записи и воспроизведения музыки привели к революции в поп-музыке и её доступности разным слоям населения. За последующие годы интенсивное развитие затронуло и жанры рока, фолк-музыки, и шансон. Развитие техники привело к тому, что в 80-е годы XX века появился стиль техно, а с 90-х годов тенденция к кибернетизации музыки отразилась в стиле «dance», росту «однодневного товара» для потребностей юной публики, например, «Spice Girls», «Блестящие» и т.п. Недавно возникло совсем новое направление – стиль транс, рейв-культура, где доминирует ритм, воплощение потребности в чувственной любви. Компьютеризация дала возможность всем желающим самим творить музыку, но мелодист, а это главное для композитора, явление редкое и потому при кажущейся легкости создания музыки – шедевров не видно. Больше всего ценится и труднее всего дается в музыке мелодичность. Ряд современных композиторов-профессионалов, не имея мелодического дара, но с жаждой обратить внимание на свои творения сочиняют, подражая Эдисону Денисову, Галине Уствольской. Они стремятся уйти от кумиров традиционной классической музыки. В итоге в их стиле отсутствует и самобытность, и мелодичность, но есть схожесть. Характерными признаками их стиля являются, так называемые шуршало и наплывало вместо мелодии. Михаил Плетнев – пианист с мировым именем, почвенник и традиционалист – оценивает сугубо пессимистично положение дел в музыке: «Пыль лежит толстым слоем. А из нее ничего не может получиться… Я считаю, ситуация почти безнадежная. Чтобы наступил какой-то реальный сдвиг, должно смениться поколение… Эра классической музыки закончилась. Сейчас какой-то агонизирующий момент» [Кира Верникова «Петербургский календарь», №11, 2004, С.92]. А вот что говорит по этому поводу Александр Журбин, автор «Орфея и Эвридики», музыки к кино и мюзиклам [ЛГ, №42, окт.2004]. Тенденция такова, что не только мы, но весь мир всё больше попсовеет. Есть даже официальный термин в Америке: «диснеизация» мира. Когда всё кругом превращается в Диснейленд, артисты ненастоящие, музыка ненастоящая, чувства ненастоящие, становится жутко. Много появилось молодых интеллектуалов, а ярких талантов, личностей не видно. «Почему у нас сегодня нет эстрады? Личностей нет. Голосов полно, а персон нет. Все поют одно и то же. Кругом безликость, безличность… всем обществом, эстрадой управляет «ухватническая» психология. Думаю, что личности, пусть и немногочисленные, имеются, но вот пробиться к слушателю им весьма тяжело. Так Александр Градский записал с помощью симфонического оркестра и солистов-инструменталистов диск «Хрестоматия», состоящий из 15 композиций. Все вещи разножанровые: фокстрот, блюз, румба, колыбельная, баллада, хард-рок… Но ни одну из этих композиций сейчас в эфире не услышать, ни одна радиостанция не станет их бесплатно крутить. Или слушателю-зрителю материально не осилить свою потребность встречи с представителями истинного искусства, такими как Вл.Спиваков, Евг.Колобов, Вал. Гергиев, Александр Градский, Игорь Демарин. и др. Как говорил Вл.Спиваков [«Школа злословия», 1.11.2004, ТВ Культура] «Искусство должно изменять жизнь, чтобы силы зла не перевешивали…». «Виртуозы» играют много популярной музыки, но не попсовой. Репертуар постоянно обновляется и расширяется. Истинных талантов, гениальных личностей не так и уж много. Гений делает то, что должен, талант – то, что может. Талант часто уязвим, отнюдь не все умеют держать удар. Но таланту и гению свойственна такая черта как нонконформизм, упрямство, стремление идти своим путем и, одновременно, как отмечал К.Юнг, хрупкость телесной и душевной организации. Не потому ли преждевременно ушли из жизни Бизе (через две недели после разгромной статьи на премьеру «Кармен»), Мусоргский, Шуберт, Шуман, Дунаевский, Прокофьев, Мокроусов. Шостакович после критики в адрес своих первых балетов и оперы «Леди Макбет Мценского уезда» не написал больше ни одной оперы и балета, несмотря на огромные замыслы. Валерий Ободзинский умер в 53 года – он не почувствовал, что нужен публике, т.к. ему перекрывали кислород. На долгий срок «сломалась» Жанна Агузарова. Она с детства мечтала стать артисткой, но в Гнесинке ей было сказано «У вас нет голоса». Ее «марсианские» выходки, диктуемые повышенной потребностью во внимании, быть неподражаемой, оценивались как психоаномалия, в результате одной из выходок она попала в леспромхоз, уже будучи известной солисткой группы «Браво». Доктор искусствоведения, проф. Т.Чередниченко заметила, что в 1990-е годы быстрой музыки уже не сочиняют. И не только в России, а и в других странах композиторы стали писать «медленно». Однако совсем иного мнения придерживался выдающийся дирижер Евгений Колобов. Он сам так чувствовал и так вдохновлял весь оркестр и певцов, что высокий дух музыки захватывал всех слушателей. Может быть, расхождение мнений Колобова и Плетнева объясняется различием их темпераментов, самого музыкального выбора. Как свидетельствует Наталья Курчан в статье «Возвращение звука» [НМ, №8, 2004, С.205-211], примерно каждые 300 лет музыкальная гармония изживала себя и в звуковом мироустройстве происходила грандиозная перемена. X-XI – одноголосье сменяется многоголосьем; XIV-XVII век – рождается опера и новая гомофоническая музыка; XX век – создание сериализма, сонористики, электронной музыки и возвращение к старинным мадригалам. В настоящее время имеется бесконечный каскад техник сочинения, типов-жанров музыки, что дает картину мира – хаоса и катастрофы. Специфичен каждый вид музыки и не видно пути к их объединению. Так? есть путь пения в чистом строе Егора Резникова – исполнение христианских песнопений V-XII веков, сочиненных в принципах «спектральной школы», когда певческие звуки содержат натуральный звукоряд гармоник. У Егора Резникова само слово молитвы звучит, и храм резонирует, поскольку певцы полностью владеют звуком. Чем-то эта манера близка к распеву одного тона на а-о-у, на священный первозвук «А-Щ-У-М». Есть звуковой образ «григорианского хорала», который используют рок- и поп-музыканты, например, ансамбль «Сирин». Возрождается и практика современных духовных песнопений, где, в отличие от поп-музыки, нет места греху уныния. Духовную музыку исполняют самодеятельные и профессиональные хоры и оркестры, такие известные певцы как Жанна Бичевская, Евгения Смольянинова, Погудин. К сожалению, такая музыка исключительно редко проникает к слушателю через радио и ТВ. Исключение – специальные радиостанции и ТВ каналы. Работает поговорка – кто платит, тот и заказывает музыку. Вот почему необходимо прислушаться к высказываниям академика РАЕН И.В.Смирнова о неотложности введения закона об информационно-психологической безопасности. Но с учетом осуществления безопасности и со стороны рекламы, и со стороны фильмов, передач на ТВ, и со стороны звучащей в СМИ музыки. Как показывает тестирование пациентов И.В.Смирнова, дезавуированы высшие, базисные понятия и идеи – идеи Бога, семьи, Родины и др., дающие смысл жизни. Их заменила идея жизни ради денег, что подталкивает нередко к криминальному поведению. ТВ подталкивает зрителей к ажитированной депрессии, когда человек находится в тяжелейшем депрессивном состоянии, но при этом ведет себя очень буйно. Людям не хватает позитивной телеинформации, включая и музыку [И.В.Смирнов, ЛГ, №40, окт.2004]. РОК СЕГОДНЯ В статье Алексея Кортнева «Рок возвращается, потому что нам опять стали лгать» (Огонек, №3, 2004, С.50-51) говорится, что наряду с ветеранами рока – Макаревичем, Шевчуком и др. появилась масса новых молодежных групп, в частности – «Ломо», «Тараканы» и др. Снова острозлободневные композиции у «Аквариума». Рок не может НАУЧИТЬ чему-то конкретному. Он, как и искусство в целом, ставит вопросы, заставляет думать и выбирать самому. В то же время печать, радио и ТВ сильнейшим образом коммерциализированы. ТВ популяризирует не социальную музыку, а сугубо развлекательную. К тому же зачастую автора музыки и текста слушателям не объявляют. Данные факты прискорбны, так как подобное положение дел сложилось только в нашей стране, в других странах – иное. Львиная доля денег у крайне малой группы людей – владельцев радиостанций, телеканалов. Именно поэтому в эфире нет классики, джаза, подлинного музыкального разнообразия высокого качества. Шоу-бизнес может быть разного уровня, например как у Маккартни, Элтона Джона, Стинга, которые продолжают расти в своем творчестве, и их залы полны. Но они не ставят самоцелью чистый бизнес. Весь мир уже переболел эпидемией массового «беспесенья». Настало время и нам защитить, возродить свою культуру, свою музыку, эстраду высокого класса, как у Клавдии Шульженко, Марка Бернеса, Иосифа Кобзона, как у «Машины времени», «Песняров» и др.[ЛГ, №49, дек.2004].
Совсем не вошли в число приоритетов патриотизм, личная ответственность перед обществом, моральные ценности, культура общения, самообразование и самовоспитание, духовность (Газ. ЛГ, №44, 2004). |
|||||