МУЗЫКА И СОЦИОДИНАМА |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Гуманитарные науки и гуманитарное образование: Сб. статей, Вып.4/ Ред. и сост. И.П.Вишнякова-Вишневецкая. – СПб.: ООО «Книжный дом», СПбИГО, 2006, С.330-339. Из всех видов искусства, музыка обладает наибольшей властью над настроениями и чувствами людей. Она помогает процессу уравновешивания человека с миром, со средой. Ее важнейшие функции – эмотивная, коммуникативная, воспитательная, пропагандисткая, регуляторная, развлекательная, динамогенная. В то же время, музыка служит своеобразным слепком состояния общества, общественного настроения. Неслучайно музыка в древнем Китае трактовалась как дело величайшей важности. Значение музыки в жизни человека неоценимо, тем более в наше время, когда благодаря развитию техники музыка по времени, которое ей посвящается, вышла среди других видов искусств на первое место. И, тем не менее, очень многое в музыке, ее воздействием на человека остается пока нераскрытым [О.Д.Волчек, 2004]. Музыка будит воспоминания, которых не было в жизни человека (возможно, те, что скрыты во внутренней памяти от предков). Музыка подобно облучению пробуждает в клетке какие-то силы и возможно наследственную память [А.Жаренов, 1970]. По-видимому, с этим феноменом связано использование музыки и в гипнотических техниках у всех народов мира: с помощью ритма барабана и других инструментов, священных речитативов и молитв, танцев с кружением вокруг собственной оси [М.Куликова, 2005]. Наши исследования семантики ладотональности показали, что ее можно рассматривать как музыкальный индикатор психофизиологического состояния человека, динамики его биоритмических процессов в зависимости от текущих условий природной среды. Изучение особенностей соотношения мажора и минора, частоты использования ладотональностей при анализе 2246 советских песен 1959-1982гг выявили сопряженность эволюции этих признаков с динамикой ведущих геокосмических факторов – межпланетное магнитное поле, приливообразующая сила, численность солнечных пятен, совместное положение планет Солнечной системы, p?0,01-0,001 [О.Д.Волчек, 1996, 2004]. Итак, музыка может быть как средством воздействия на человека, так и выполнять диагностическую функцию, отражая общественное сознание и настроение. Последнее важно в свете работ П.Сорокина о трех типах суперкультур и их периодической смене, что по нашему мнению провоцируется природными многовековыми ритмами. На основе многолетнего изучения данных для ряда стран по собственной методике за период свыше 2500 лет П.Сорокин выявил существование трех суперкультур – чувственной, идеациональной, идеалистической - интегральной, которые периодически сменяют друг друга. Фундаментальным историческим процессом нашего времени является упадок и дезинтеграция чувственной культуры. П.Сорокин писал: «…мы живем, мыслим и действуем в конце сияющего чувственного дня, длившегося шесть веков. Он угасает, а впереди рассвет новой великой идеациональной культуры» [П.Сорокин, 1992, С.425]. Но до этого рассвета человечеству придется пройти через упадок демократии и рост деспотизма, преодолеть многочисленные социальные кризисы. Это кризис всей западной культуры и общества, кризис искусства и науки, философии и религии, права и морали, образа жизни и нравов. Или коротко – это кризис почти всей жизни, образа мыслей и поведения, присущих западному обществу. С середины XX века мир живет под лозунгом «лови момент», «все в мире относительно». И наука, и философия, и образование пропитаны утилитарными целями. Последствием дезинтеграции чувственного строя являются войны, революции и преступления. Сила становится правом. Преступность и кровавые революции вспыхивают в беспрецедентном масштабе, а XX век – самый кровавый из всех 25 предшествующих. Новый порядок интегрального социокультурного строя растет и развивается медленно, что можно диагностировать по главным этическим ценностям, стилям культуры и т.п. Приведем описание ведущих этических ценностей трех суперкультур по П.Сорокину [1992, 1993]. Идеациональная или религиозная культура. Главные ценности – Бог, вера, религия. Этические нормы разнятся по форме, но схожи по содержанию в разных религиях и учениях. Высшая этическая ценность в сверхчувственном мире Бога или Абсолюта. Нормы здесь абсолютны, безусловны, вечны, неизменны. Это нетворческая культура в области науки и технологии, так как все сосредоточено на познании царства Божия. Именно в области религии и теологии, мистической философии сосредоточено творчество, а забота о материальном и чувственном рассматривается как грех. И в основе экономики также лежат религиозные и моральные заповеди. Чувственная культура. Высшая ценность – благосостояние, здоровье, чувственное счастье, удовольствие, комфорт, гедонизм, жажда славы и власти. Доминирующая этика утилитарна и гедонистична. Идеалистическая или интегральная культура. Для нее характерен синтез идеационных и чувственных ценностей. Основной принцип заключается в том, что истинная ценность – неопределенное многоообразие (Infinite Manifold). Расцветают наука, философия, теология, гармонично сотрудничая друг с другом. Сходные закономерности наблюдается в праве и других социальных ценностях. Наиболее чувствительным зеркалом, отражающим общество и культуру, являются искусства. Их составные – живопись, скульптура, литература, музыка, драматургия, архитектура. Признаки трех суперкультур в искусстве, полученные П.Сорокиным на основе изучения сотен тысяч картин и скульптур, музыкальных и литературных произведений ведущих европейских стран за период с начала средних веков до 1930 года: Идеациональная культура. Доминирующий стиль – символический. Содержание – сверхчувственное царство Бога: религиозность, благочестие, аскетичность, статичность в искусстве, интровертированность, скромность оформления. Безымянность и анонимность художника. Герои искусства – Бог, ангелы, святые и душа. Пейзажи, портреты малочисленны. Эротика, сексуализм, сатира, комедия и карикатуры не допускаются. Эмоциональный тон – благочестивый, нравственный и аскетичный. В музыке – простые незамысловатые мелодии, в архитектуре – кафедральные соборы и церкви. Чувственная культура – натуралистичный, визуальный стиль, подчас иллюзионистический. Очень динамичное искусство напоказ, где превалируют внешние проявления, самопрезентация художника. Это искусство свободно от религии, морали. Его назначение - доставить наслаждение, его стиль – «искусство ради искусства». Развиваются эмпирические пейзажи, портретная живопись, приключения. Герои - политики, руководители, фермеры, рабочие, домохозяйки и другие человеческие существа. Широкое распространение получают сатира, карикатура, фарс, смех. Здесь и маскарадные шоу, внешнее, украшения, коммерциализация искусства. Эмоциональный тон динамичен, неистовый и страстный. Идеалистическое или интегральное искусство изредка расцветает на короткое время как промежуточный этап между чувственной и идеациональной культурой. Стиль отчасти символический и аллегорический, отчасти реалистичный и натуралистичный. Его формы – сверхчувственные, рациональные и чувственные неотделимы одна от другой. Его герои – боги и реальный человек, но самых возвышенных и благородных проявлений чувственной действительности. Эмоциональный тон спокойный, мирный и невозмутимый. Главное отличие искусства трех суперкультур состоит в природе их тем: 1) либо чувственно - религиозная, 2) либо чувственно-эмпирическая (светская). Главные стили: визуальный (чувственный), идеационный (символический, формальный), экспрессионистский, смешанный. П.Сорокин заметил, что уже с XIII века уменьшается доля простой, возвышенной музыки хоралов и растет доля музыки, богатой чувственными изысками. Более того, в XX веке появляется так называемая атональная музыка и какофония, происходит резкое увеличение используемых инструментов и тембров. Сходное явление наблюдается и в архитектуре. Постепенное доминирование чувственной культуры наглядно демонстрирует рост картин (в процентах) с чувственной или эротической тематикой. Так в картинах средних веков этот показатель составляет 0%; XVII век – 21,3%; XVIII – 36,4%; XIX – 25,1%; XX – 38,1%. А в зависимости от страны он может доходить и до 49%. Искусство низводится все больше до простого чувственного наслаждения – «вино – женщины – песня», становится все более иллюзорным и обманчивым. Оно уклоняется от позитивных к негативным и патологическим событиям. Ищет все большего многообразия и приходит к разрушению гармонии, равновесия и единения, к хаосу. Искусство стало в основном товарным, игнорирующим высокое и благородное. Герои его зачастую шуты, комедианты, убийцы, психически нездоровые лица. Назначение искусства сейчас – полезность, развлечение, удовольствие, стимуляция нервов и полового возбуждения. Оно не возвышает массы, а низводит их до уровня обычного стада. На первом месте в музыке находятся вульгарные певцы эстрады, а в литературе дешевые книги убийств и секса. Качество заменяется количеством. Упадок в искусстве проявляется и в снижении творческой продуктивности, карликовости творцов во всех видах искусства, особенно в сравнении с творцами XIX века. Но происходит и зарождение искусства будущего, создание новых интегральных форм изящных искусств. Идет борьба между силами прежде созидательного, а сейчас устаревшего чувственного порядка и возникающими созидательными силами нового интегрального строя. От исхода этой борьбы зависит, сможет ли человечество избежать третью мировую войну. Если сможет, то впереди великая эра человеческой истории. Если же прорастание интегральной культуры затянется, то наступит конец творческой линии человека на планете, деградация и регресс «исторических народов» [П.Сорокин, 1992, 1993]. Исходя из положений П.Сорокина, представляется крайне важным исследование признаков современной культуры и потребностей молодежи. Ранее под нашим руководством А.Н.Куявским были изучены особенности мотивации студентов, в связи с их музыкальными предпочтениями. Выявлена тесная зависимость между полом, особенностями темперамента, потребностями по Б.И.Додонову и предпочитаемым музыкальным стилем. Лидирующими стилями оказались рок, поп, хард-рок, классика, dance, рэп и хип-хоп. Корреляционный анализ выявил максимальное число значимых связей (p?0,01) между потребностями в пугнических переживаниях и такими музыкальными стилями как рок, рэп, dance, хард-рок [А.Н.Куявский, 2004]. Учитывая то, что потребность в пугнических переживаниях – это желание преодолевать трудности, рисковать, бороться, испытывать азарт, выявленные зависимости отнюдь не случайность. Они, по-видимому, отражают как возрастные особенности, так и вызваны продолжающимся ростом природных катастроф, все более интенсивными изменениями погодных условий из-за смены климата. В России отмеченные явления усугубляются многолетним периодом социальной неустойчивости – эпохой перемен. Целью настоящей работы было изучение музыкальных предпочтений трех поколений жителей Санкт-Петербурга. Использовалась анкета А.Н.Куявского, где испытуемые отмечали предпочитаемые музыкальные стили, а также их представителей в лице различных групп и исполнителей. Исследование проводилось в ноябре – декабре 2004 года при активном участии студентов РГПУ им.А.И.Герцена и СПбИГО. Всего анкетировано 341 человек. По возрасту, участники обследования составили три группы: 16-25, 26-40, 41-65 лет. Их численность была соответственно 98, 20, 12 для мужчин и 152, 33, 26 человек – для женщин. Результаты тестирования приведены в таблицах №1,2, где Up – критерий углового преобразования Фишера. Независимо от пола и возраста лидирующими стилями, в порядке убывания, оказались следующие: поп-музыка, классический рок, электронная (dance), классика, советская эстрада. Для этих стилей значения показателя выбора в процентах от общего числа испытуемых варьировали от 51,6 до 26,4. Минимум выборов соответствовал народной и духовной музыке – 10,6-7,3. У лиц с музыкальным образованием наблюдаются значимые различия (p?0,03-0,001) в сравнении с остальными в увеличении показателей для поп-музыки, классики, рэп и хип-хоп, духовной музыки, при уменьшении доли показателя для стиля шансон. Различия в выборе женщин и мужчин (p?0,06-0,001) обнаружены для 6 стилей из 12 возможных. Предпочитаемыми стилями для женщин, оказались, в порядке убывания, поп-музыка, классический рок, электронная музыка, классика, советская эстрада. Для мужчин – классический рок, электронная музыка, поп-музыка, хард-рок и металл, классика. Анализ данных показал существование глубоких различий в музыкальных предпочтениях трех поколений. Молодое поколение: избранные стили у юношей – электронная музыка, классический рок, хард-рок и металл, поп-музыка, рэп и хип-хоп, классика (42,8-22,4). У девушек – поп-музыка, электронная, классический рок, советская эстрада, классика, джаз и блюз (75-19,6). В группе старшего поколения картина выглядела совсем иначе. У мужчин предпочтения отданы таким стилям как советская эстрада, классика, авторская песня, шансон, джаз и блюз (83,3-41,7). У женщин – стилям – советская эстрада, классика, авторская песня, шансон, джаз и блюз (61,5-30,8). Минимальные предпочтения – 0-3,8 и у мужчин и у женщин пришлись на стили хард-рок и металл, рэп и хип-хоп. В группе 26-40 лет были наименьшие величины исследуемых показателей, что, возможно, указывает на меньшую потребность в музыке в этом возрасте. У мужчин предпочтения отданы стилям шансон, поп-музыка, классический рок, советская эстрада, авторская песня (55-30). У женщин – стилям поп-музыка, классический рок, классика, советская эстрада, авторская песня, джаз и блюз (54,5-27,3). И у мужчин и у женщин духовная музыка оказалась на последнем месте (0 - 6). Среди избранных 30 групп и исполнителей, предпочитаемых максимальным числом из всех опрошенных лиц (32,8-18,8%), преобладали зарубежные музыканты. Перечислим тех, кто занял первые 20 мест: Звери, Кино, Queen, Tarkan, Madonna, Высоцкий, Виа Гра, Сплин, Eminem, ДДТ, Ленинград, Дискотека Авария, Машина времени, Верка Сердючка, Enigma, Rammstain, Linkin Park, Depeshe Mode, Led Zeppelin, The Beatles. Таким образом, музыкальные предпочтения тесно связаны с полом и возрастом человека, наличием или отсутствием музыкального образования. Они отражают потребности разных поколений в музыке «своего времени», в музыке, которая насытит необходимыми эмоциями и лучше всего поможет адаптироваться к текущим природным и социальным процессам. Поэтому среди предпочитаемых музыкантов есть представители разных поколений. Это в первую очередь те, кто наиболее талантлив и искренен в своем творчестве и не уставал меняться и совершенствоваться в своем мастерстве. Одновременно, предпочтения отданы и, так называемым раскрученным музыкантам – Звери, Верка Сердючка, Глюкоза, но надолго ли? Удручает разрыв в музыкальных вкусах трех поколений относительно таких стилей как народная и духовная музыка, что, безусловно, ведет к культурному обеднению. Фактически молодое поколение утрачивает свои музыкальные корни, а это пагубно для становления этнической идентификации, патриотизма. Однако сопоставим описанные данные, общую картину музыки XXI века [О.Д.Волчек, 2005] с особенностями музыки трех суперкультур по П.Сорокину. Да, картина хаоса и катастрофы, вымирания целых жанров музыки, классической музыки, диснеизация и коммерциализация в средствах массовой информации. И в то же время налицо многообразие стилей и направлений, бесконечность музыкальных техник сочинения и звуков. Идет грандиозная перемена с возвращением духовных песнопений, хоралов и использованием одновременно всех возможностей электронной музыки. Все это можно трактовать как наступление интегральной суперкультуры, для которой характерно разнообразие. Одновременно прорастают на ее фоне побеги религиозной суперкультуры. Но и чувственная суперкультура не спешит отступать, чему содействует отсутствие художественных советов, так называемого внутреннего цензора у многих владельцев СМИ. Чтобы выжить молодежи нашей страны, человечеству необходимо помочь прорастанию новой интегральной и следующей за ней идеационной суперкультуре. Табл. №1 Обобщенные музыкальные предпочтения (в %)
Табл.№2 Музыкальные предпочтения (в %), пол и возраст
Примечание: 1) Up?1,52, p=0,06; Up?1,84, p=0,03; Up?2,4, p=0,01; Up?3,0, p=0,001. 2) Значения Up приведены для выделенных показателей. Литература 1. Волчек О.Д. Музыка и свет. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2004.-43 с. 2. Жаренов А.. Парадокс великого Пта.- М.: Молодая гвардия, 1970. –256 с. 3. Куликова М. Третье состояние сознания//Ж. Огонек, №14, 2005, С.28-30 4. Волчек О.Д. Возможности метода анализа продуктов творчества человека/ Корреляции биологических и физико-химических процессов с космическими и гелио-геокосмическими факторами.- Пущино, 1996, С.58-59. 5. Куявский А.Н. Особенности мотивации студентов в связи с их музыкальными предпочтениями. /Выпускная квалификационная работа, СПб, РГПУ им.А.И.Герцена. 6. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. – М.: Изд. Полит. лит., 1992. – 543 с. 7. Сорокин П. Главные тенденции нашего времени. – М. 1993. 8. Волчек О.Д. Музыка XXI века/ Социальная психология сегодня: наука и практика. Межвуз. Научно-практ. Конф. СПбИГУ., 2005. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||