11

Система звуковой коммуникации человека и геокосмические флуктуации

 
Публикации
На главную
О себе
Контакты
Задания

Юбилейные чтения памяти А.Л.Чижевского, посвященные 110-летию ученого: сб. трудов Всерос.конф. с межд. участием.- СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2007, С.71-74.


Исходя из работ А.Л.Чижевского и его последователей, было показано воздействие ведущих геокосмических факторов – солнечной и геомагнитной активности, гравитации, планетных констелляций – на развитие человека, гено - фенотипические, конституциональные, психодинамические, личностные показатели. Суточные, сезонные и многолетние геокосмические флуктуации влияют на доминирующий способ мышления, эмоциональную направленность – мотивацию, самооценку, и тем самым, на социальные процессы. Важнейшее значение в адаптации к геокосмическим флуктуациям принадлежит искусству, музыке и речи (О.Д.Волчек, 2006).

Музыка, пение, речь входят в систему акустической коммуникации человека. Их общие функции – коммуникативная, эмоциональная, регуляторная, адаптивная, воспитательная, диагностическая.

Музыка играет важнейшую, неповторимую роль в духовной жизни общества. Она способствует формированию и преобразованию общественного сознания и настроения. Музыка побуждает к действию, организует наше поведение на будущее, давая установку вперед. И, напротив, музыка может помочь расслабиться, освободиться от суеты.

Огромное значение придавалось музыке с глубокой древности. Ей приписывалась демоническая сила, способность сдвигать горы, неразрывность с Космосом. В космогонических представлениях древних о музыке планеты Солнечной системы обладали собственными тонами, а сама музыка являлась грандиозной силой, царящей над миром.

В музыке и речи важную роль играет частота доминирующих звуков. В речи по частоте основного тона – ЧОТ диагностируют психофизиологическое, эмоциональное состояние человека. В музыке – издавна большое значение придавалось тональности. Она определяет колорит музыки, круг её образов и переживаний. Смысловое значение тональности, где главный звук – тоника, первая ступень, включает в себя целый комплекс характеристик, относящихся как к человеку, так и физической и социальной среде. В частности, в смысловое значение тональности входит время суток и года, погодные факторы, светоцветовые признаки, макро- и микроландшафт. Можно говорить о тональностях простора и ограниченного пространства, водной среды и высоты, неба и звёзд: тональностях благоприятной погоды и ненастья. Каждой из 12 мажорных и 12 минорных тональностей отвечает неповторимая цветовая картина, со своими доминирующими цветами. Это соотносится как с совокупностью условий природной и социальной среды, так и с переживаниями человека, его потребностями, самочувствием, характером мыслительной и двигательной деятельности, чертами личности и т.д. Выраженность перечисленных признаков существенно отличается для мажора и минора. Фактически тональность является индикатором психофизиологического состояния человека, динамики его биоритмических процессов в зависимости от текущих условий природной среды.

Но смысловое значение присуще не только тональности, а и изолированным музыкальным звукам. Выяснилось, что каждому звуку 12-титоновой шкалы отвечает свой набор характеристик (утренний или вечерний, теплый или холодный, женственный или мужественный, сильный или слабый, сонливый или бодрый и т.д.); цветовых ассоциаций. Наилучшие показатели соответствуют звукам «фа», худшие – «си».

Музыку можно считать слепком общественного сознания и настроения, показателей доминирующего мышления. В связи с этим анализировалась картина использования 12-ти мажорных и 12-ти минорных ладотональностей во времени, динамика соотношения мажорных и минорных музыкальных сочинений в сопоставлении с геокосмическими флуктуациями. С помощью контент-анализа собраны и обобщены сведения свыше 12 000 музыкальных произведений различных жанров, созданных, начиная с середины семнадцатого века до 1983 года. Среди изученных музыкальных произведений треть принадлежит к жанру вокальной миниатюры. Это песни и романсы русских и советских авторов, написанные в 1917-1982 гг. Сведения о 2200 из них получены при изучении всех сборников «Песни радио, кино и телевидения», издававшихся ежемесячно с 1959 по 1989 гг. В год число новых вокальных миниатюр в этих сборниках составляло от 60 до 100.

Обнаружено следующее. В суммарной картине использования ладотональностей XVII-XIX веков доля мажорных тональностей превалирует. С конца XIX века наблюдается постепенное вытеснение мажора минором, доля которого к концу XX века достигла 80-90% в зависимости от жанра. Показатель мажора в период 1959-1982 гг варьировал от 53%, в период «оттепели» 50-х, до 13,2 % к концу так называемой эпохи застоя.

Музыка как любое другое искусство отражает настоящее и предвосхищает будущее. С этой точки зрения эволюция современной музыки, многовековое уменьшение численности сочинений в мажоре, согласуется с ухудшением состояния природы, климата на Земле и нарастанием социальных кризисов в XX веке. Для вокальных миниатюр, созданных разными композиторами независимо друг от друга в 1959-1982 гг проведен корреляционный анализ между динамикой показателя их численности в мажоре и геокосмическими флуктуациями данного периода. Для индексов ММП, G выявлены значимые корреляции, соответственно, r= 0,709; 0,467; p=0,001; 0,01.

Современная музыка отличается разнообразием жанров и направлений, непрерывно сменяющих друг друга. Известные музыканты и музыковеды характеризуют общую картину в музыке одним словом - хаос. Очевидно, что музыкальное искусство в полной мере отражает проблемы существования современного человечества, его позицию на точке бифуркации, а появляющиеся новые некоммерческие направления и жанры позволяют наиболее быстро обеспечить адаптивную функцию музыки.

Но акустический язык музыки, речи и пения базируется на общих закономерностях. Следовательно, семантика музыкального языка должна иметь сходные закономерности и для речи и для пения. Высказанная гипотеза и легла в основу изучения семантики высоты (частоты) вокальной гласной «а» - ЧВГА, ее диагностических возможностей.

В естественном эксперименте фиксировались значения ЧВГА группы испытуемых в разное время суток на протяжении нескольких месяцев, в ситуации стресса – экзамена и при обычных условиях. В моделирующем эксперименте, где участвовали более 140 человек, записывалась на магнитофон сначала «фоновая», исходная гласная «а» (ЧВГА «фон»). Затем испытуемые пели «а», представляя себя последовательно в одном из пяти базовых состояний (гнева, радости, страха, горя, покоя). И, наконец, они, глядя на картины с изображением одного из четырех сезонов в погожие и непогожие дни, пели «а», представляли себя в этих условиях. Среди испытуемых были студенты и представители разных профессий, но не артисты.

Результаты экспериментов подтвердили верность гипотезы о существовании смыслового значения ЧВГА. Внешние условия среды определяют её исходные значения, а на их фоне идут дальнейшие изменения, обусловленные эмоциональным состоянием человека, его личностными особенностями и характером деятельности. Имеется суточная и сезонная динамика ЧВГА, при этом в теплое время года её значения максимальны. Они зависят от погоды, состояния геомагнитного поля Земли, связанного с солнечной активностью, и отличаются для мужчин и женщин. В зависимости от условий природной среды в день эксперимента – возмущенные и спокойные дни геомагнитного поля, новолуние или полнолуние и т.д. – в распределении значений частоты «а» преобладают те или иные частотные зоны.

Результаты проведенных экспериментов свидетельствуют и о существовании индивидуального, то есть особого для отдельного человека, акустического алфавита эмоций. Это свойственное данному человеку повышение или, напротив понижение ЧВГА в состоянии гнева, радости и т.п., природных условий внешней среды. Поэтому, по звуку голоса мы, не видя человека, узнаём о его половой принадлежности, возрасте, темпераменте, характере общения и т.п., в том числе и о принадлежности к определенной когорте по месяцу или году рождения (О.Д.Волчек, 2004), см. табл.1 и 2.

Как можно видеть, несмотря на небольшую численность групп, имеются достоверные различия для большинства акустических показателей, p?0,05-0,01.

Описанные результаты были получены в 1980-1987гг. Выявленная сопряженность многочисленных показателей человека в связи с геокосмическими условиями месяца, года рождения и предшествующими им периодами (О.Д.Волчек, 2006), заставила предположить наличие корреляционных зависимостей и относительно акустических показателей.

Для месяца рождения и зачатия корреляционный анализ проводился между акустическими показателями и индексами геомагнитной активности Dst, солнечной активности S, и межпланетным магнитным полем ММП. Корреляционные зависимости на уровне p?0,05; 0,08 выделены для мужчин между Кг, Кгн и Dst месяца рождения; r=-0,659; -0,53.


Таб1.Акустические показатели мужчин в связи с месяцем рождения

Мужчи-ны, n Месяц Д Дн Дв Кр Кг Кгн Кстр
7 I 9,6 119,8 186 151,0 115,0 123,0 142,8
7 II 9,5 98,3 162,6 123,0 110,0 119,2 126,8
4 III 9,0 110,8 176,5 112,0 106,0 114,7 125,8
6 IV 9,6 116,0 191,6 143,0 107,0 113,3 126,5
4 V 8,0 115,3 174,0 131,5 103,0 115,4 114,1
5 VI 10,3 109,0 188,7 127,0 92,0 88,8 107,9
5 VII 10,5 100,8 177,0 125,0 100,0 103,4 120,6
7 VIII 8,6 113,1 190,7 131,0 107,0 116,0 125,7
3 IX 15,0 102,9 230,0 168,0 135,0 153,3 162,6
5 X 9,4 131,0 219,0 150,4 115,8 120,4 137,6
4 XI 8,2 103,3 163,1 109,0 106,0 94,0 99,0
5 XII 9,8 101,2 165,9 129,2 91,2 102,0 118,4

T 2,23 p?0,08 1,96 p?0,08 3,1 p?0,05 5,51 p?0,01 13,4 p?0,001 2,41 p?0,05 2,08 p?0,08


Табл.2. Акустические показатели женщин в связи с годом рождения по 12-летнему циклу восточного календаря

Женщи-ны, n

Знак Зодиака

Д Дн Дв Кр Кг Кгн Кстр
7 Мышь 13,3 214,8 388,0 121,8 118,0 111,3 114,1
9 Бык 13,0 199,2 420,0 138,1 125,8 115,6 121,5
5 Тигр 10,5 182,8 309,4 106,0 84,0 81,8 96,4
9 Кот 8,2 197,8 287,0 123,0 98,2 113,1 118,5
3 Дракон 11,1 207,5 370,0 133,3 96,3 85,6 134,5
6 Змея 9,66 211,5 346,1 128,8 109,6 116,7 102,2
4 Лошадь 10,2 190,2 332,0 122,0 93,0 108,2 111,7
3 Коза 7,8 171,5 252,0 96,3 92,0 93,3 88,3
6 Обезьян 11,1 219,0 402,2 145,5 92,5 115,6 111,0
6 Петух 14,0 211,2 446,8 136,3 107,0 131,0 139,1
7 Собака 8,7 209,2 329,8 114,3 95,8 89,6 99,4
6 Кабан 8,9 191,5 302,4 138,4 107,8 100,7 102,7

T 2,15 p?0,08 1,4 - 6,57 p?0,001 2,35 p?0,05 2,23 p?0,05 1,77 p?0,1 2,36 p?0,08

Условные обозначения: Д – общая протяженность диапазона ЧВГА в полутонах; Дн и Дв – нижняя и верхняя границы диапазона ЧВГА в Гц; Кр, Кг, Кгн, Кстр, соответственно, отношение ЧВГА радости, горя, гнева, страха к ЧВГА фонового состояния, умноженное на 100.

Для женщин – между Д и ММП месяца рождения, Д и S месяца зачатия, r=0,622; -0,643; между Кстр и S месяца рождения, Кстр и ММП месяца зачатия, r=0,55; -0,532.

В корреляционном анализе в связи с годом рождения по 12-му циклу учитывались средние значения индексов солнечной активности W, потенциала приливообразующей силы Луны и Солнца G, межпланетного магнитного поля ММП и индексов констелляций планет. В качестве последних служили средние значения численности соединений Меркурия, Венеры, Марса, Юпитера, Сатурна с Луной в дни новолуний и их суммы – МркЛ, ВнЛ, МрсЛ, ЮпЛ, СтЛ, ССЛ; численности этих же планет с Солнцем и их суммы – МркС, ВнС, МрсС, ЮпС, СтС, ССС.

Для женщин относительно геокосмических условий года рождения выделено 6 зависимостей на уровне p<0,05 (значения r – от -0,611 до -0,793), лидирует индекс ССС.

Относительно года, предшествующего году рождения, выявлено 14 связей, значения r – от -0,56 до -0,906. Лидируют индексы ВнЛ, ВнС, МркЛ. В обоих случаях все зависимости носят отрицательный характер и приходятся на индексы соединений планет.

Для мужчин относительно года рождения по 12-му циклу имеется 7 связей при p<0,05. Они приходятся на индексы G, W и соединений планет. Лидирует индекс ССС.

Относительно года, предшествующего году рождения, имеется 10 зависимостей, лидируют индексы СтС, W, G. Большинство корреляционных связей в обоих случаях - со знаком плюс, несколько из них иллюстрирует рис. 1.

Меньшее число корреляционных связей, выделенное для мужчин по сравнению с женщинами можно объяснить меньшей коммуникативной компетентностью мужчин и бытующим стереотипом, что мужчина не должен показывать своих эмоций.

Представленные результаты подтверждают положение А.Л.Чижевского (1924, 1976) о значении планетных констелляций.

Факторы, с которыми в предшествующих генерациях организм сталкивался, повторяющаяся периодичность геофизических процессов за миллион лет с момента возникновения жизни на Земле, отразились в генотипической памяти, закрепились в эволюционной программе развития живых организмов и стали их наследственным свойством (Б.А.Никитюк,1982; А.П.Дубров, 1990). Логично предположить, что и повторяемость гравитационных флуктуаций из-за планетных констелляций c сопутствующими погодными условиями на Земле, закрепилась в ходе эволюции в генетической памяти. Астрономические явления могут служить главным информационным сигналом для биосистем о грядущих погодных изменениях, обеспечивая опережающее отражение действительности в деятельности их адаптационных механизмов. В свою очередь, это должно сказываться на характеристиках зарождающихся и рождающихся когорт людей, включая акустические показатели, что отражено в многовековых наблюдениях китайских философов (Т.П.Григорьева, 1979; В.А.Пронников, И.Д.Ладанов, 1985; П.А.Старцев, 1961; В.П.Шестакова, 1967).

1
2

Рис.1.Сопряженность показателей Кр, Кг, Кстр мужчин с индексом СтС для года, предшествующего году рождения (r=0,667; 0,66; 0,838). Примечание: Д – диапазон в полутонах, Дн и Дв – нижняя и верхняя границы диапазона в Гц; Кр, Кг, Кгн, Кстр – коэффициенты ЧВГА радости, горя, гнева, страха к ЧВГА фон х 100; СтС – число соединений Сатурна с Солнцем в дни новолуний.