ЗНАЧЕНИЕ МУЗЫКИ И ПОТЕНЦИАЛ ЕЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ |
||||||
|
Труды 3-й Всерос. научно-практ. конф. «Здоровье–основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения» - 25-27.11.2008.-СПб.:Изд-во Полит. уни-та, 2008, С.62-71. Санкт-Петербург, РГПУ им.А.И.Герцена Владимир Спиваков говорил: «Искусство должно изменять жизнь, чтобы силы зла не перевешивали…». Из всех видов искусства, музыка обладает наибольшей властью над настроениями и чувствами людей. Музыка служит своеобразным слепком состояния общества, общественного настроения. Ее важнейшие функции – эмотивная, коммуникативная, воспитательная, пропагандистская, регуляторная, развлекательная, динамогенная, диагностическая. Неслучайно музыка Конфуцием и его последователями трактовалась как дело величайшей, государственной важности. Издавна в Европе, Индии, Китае существовали космогонические представления о музыке, сопоставление музыкальных тонов и планет, природных явлений, условий погоды, времени суток и года. Необычайно важна адаптивная функция музыки, ее возможность приводить к быстрому уравновешиванию организма человека с окружающей средой, расслаблять или воодушевлять, пробуждать у слушателя определенную гамму потребностей, установок и чувств. Музыка будит воспоминания, которых не было в жизни человека, возможно, те, что скрыты во внутренней памяти от предков. Музыка подобно облучению пробуждает в клетке какие-то силы и возможно наследственную память. По-видимому, с этим феноменом связано использование музыки в гипнотических техниках у всех народов мира: с помощью ритма барабана и других инструментов, священных речитативов и молитв, танцев с кружением вокруг собственной оси. Музыка может активизировать или расслаблять, ее влияние сказывается на биоритмах, иммунном статусе, показателях магнитного поля человека. Эксперименты независимых исследователей разных стран показали эффект музыкального воздействия на генетические свойства растений, и как полагает новосибирский генетик А.Н.Мосолов, существует акустический канал передачи генетической информации (2). Известен эффект кумулятивного воздействия музыки как последействие неоднократного повторного восприятия, как эффект суммации вибрационного воздействия (2, 8). Соответственно, активное регулярное слушание музыки, музицирование, в зависимости от жанра, содержания и формы музыкального произведения, его акустических параметров, способно влиять на здоровье человека, развитие личности. Существует веками проверенный метод сплочения наций – это национальная песня. Во все времена и в самые тяжелые моменты для государства Российского русская песня поднимала дух народа, дух и национальное самосознание, человеческое достоинство (10, С.381). Музыка из всех видов искусств за последние 20 лет по времени, которое ей посвящается, особенно среди молодежи, вышла среди других видов искусств на первое место. Но львиную долю в музыке составляют вокальные миниатюры всевозможных жанров от духовных песнопений, романсов до популярных песен поп-, рок-, диско - и других направлений. Музыка как любое другое искусство отражает настоящее и предвосхищает будущее. С этой точки зрения эволюция современной музыки, бесконечный каскад техник сочинения, типов-жанров музыки, вытеснение классики поп-музыкой, воссоздает, по мнению ведущих деятелей культуры, картину хаоса и катастрофы, что согласуется с ухудшением состояния природы, климата на Земле и нарастанием социальных кризисов. Но возрождается практика современных духовных песнопений, где, в отличие от поп-музыки, нет места греху уныния. Духовную музыку исполняют самодеятельные и профессиональные хоры и оркестры, такие известные певцы как Жанна Бичевская, Евгения Смольянинова, Олег Погудин. К сожалению, такая музыка редко проникает к слушателю через радио и ТВ. Исключение – специальные радиостанции и ТВ каналы. Работает поговорка – кто платит, тот и заказывает музыку. По мнению Александра Журбина (ЛГ, №42, окт.2004), весь мир всё больше попсовеет, происходит «диснеизация» мира, когда всё кругом превращается в Диснейленд, артисты ненастоящие, музыка ненастоящая, чувства ненастоящие. Печать, радио и ТВ сильнейшим образом коммерциализированы. ТВ популяризирует не социальную музыку, а сугубо развлекательную. Львиная доля денег у крайне малой группы людей – владельцев радиостанций, телеканалов. Именно поэтому в эфире почти нет классики, джаза, подлинного музыкального разнообразия высокого качества. Шоу-бизнес может быть разного уровня, например как у Маккартни, Элтона Джона, Стинга, которые продолжают расти в своем творчестве, и их залы полны. Но они не ставят самоцелью чистый бизнес. Весь мир уже переболел эпидемией массового «безпесенья». Настало время и нам защитить, возродить свою культуру, свою музыку, эстраду высокого класса. Сопряженность эволюции музыки с изменениями в природе Стержнем музыки является ладотональность. Исследования ее семантики показали, что ладотональность можно рассматривать как музыкальный индикатор психофизиологического состояния человека, динамики его биоритмических процессов в зависимости от текущих условий природной и социальной среды. С помощью контент-анализа всех сборников «Песни радио, кино и телевидения», проанализированы сведения о 2246 песен и романсов советских композиторов, написанных в 1959-1982 гг; показатели соотношения мажора и минора, частоты использования 24-х тональностей. Обнаружено следующее. Показатель мажора в период 1959-1982 гг варьировал от 53% в период «оттепели» 50-х, до 13,2% к концу так называемой эпохи застоя. Проведенный корреляционный анализ между динамикой показателя численности вокальных миниатюр в мажоре и геокосмическими флуктуациями данного периода выявил синергичность эволюции показателя мажора с динамикой таких ведущих геокосмических факторов как межпланетное магнитное поле и приливообразующая сила, соответственно, p=0,001; 0,01, что иллюстрирует рис.1. Сведения о частоте использования 24-х тональностей обработаны с помощью метода наложения эпох и для десятилетнего цикла восточного календаря, которому отвечает достоверное изменение ведущих природных факторов, сочетание показателей солнечной активности, приливной силы, межпланетного магнитного поля (3). Отмечу то, что годам стихий восточного календаря соответствуют годы по европейскому календарю, оканчивающиеся на 0 и 1 для стихии «металла», 2 и 3 – «воды», 4 и 5 – «дерева», 6 и 7 – «огня», 8 и 9 – «земли». Как оказалось, имеются значимые отличия в показателях частоты использования отдельных ладотональностей, сочинений в мажоре в связи с 10-м циклом, p?0,01?0,001. Прослеживаются параллели между смысловым значением характерных для данной стихии тональностей и ее семантикой. Корреляционный анализ по использованию 24-х ладотональностей для 10-летнего цикла, независимо от четных и нечетных лет, позволил выделить многочисленные зависимости, где лидировали астрономические индексы, связанные с положением планет, p?0,05?0,001 (смотри рис.2). Число корреляционных связей существенно выше для минорных тональностей, где воплощаются негативные природные условия и сопутствующие им психофизиологические особенности человека. Религиозное чувство Как уже говорилось, музыка способна пробуждать спящие чувства, о которых сам человек не подозревал. Отдельное место здесь занимает религиозное чувство. Возникновение религиозного чувства содействует в создании дополнительных, нередко единственно возможных резервов самосохранения и самораскрытия личности (4). Экстатические состояния счастья, блаженства, наблюдающиеся при религиозных переживаниях в «религиозном экстазе», могут вести также к испытанию «всемогущественного управления», приобщению сверхъестественным силам. В итоге у человека нормализуются психофизиологические показатели, нередко спонтанное выздоровление, и как конечный результат – утверждается самоуважение, снижается тревога и повышается уверенность в себе (7, С.493-496). Религиозное чувство заполняет лакуны в духовном мире человека. Особое значение религиозное чувство, как доказано эмпирическими фактами, приобретает в минуты роковые, когда над народом или отдельным человеком нависает реальная опасность, во времена разочарований. Мы ощущаем Бога, когда сталкиваемся с жесткой преградой, на рубеже неразрешимых трудностей (5, 6). И неоценима в этом роль музыки, звуков. Приведу два эпизода из воспоминаний польского поэта Александра Вата (1900 – 1967). Из-за своих революционных взглядов он не раз сидел в тюрьме, а весной 1941 г. истощенный попал в Московскую Лубянку. Незадолго до Пасхи заключенных вывели на прогулку на крышу. Вату исполнился только сорок один год, но он ощущал себя каким-то древним, забывшим свой возраст человеком. «…И тут на прогулке Бах, финал «Страстей по Матфею. … Эти двадцать минут на крыше стали для меня одним из самых глубоких жизненных переживаний. Невероятно глубоких» - А.Ват (1, С.225-226). Второй эпизод произошел, когда наступила война и заключенных эвакуировали из Москвы. Описанные ниже события предшествовали тяжелой болезни Вата с потерей сознания, что усугубляла дистрофия. «Голод. Состояние у меня почти галлюцинаторное. Ночь, но еще довольно рано…Я не сплю. Издалека доносится смех, раскаты смеха, которые то приближаются, то отдаляются… такие же рулады как грохочет Мефистофель в Фаусте «Ха, ха-ха, ха! Ха, ха-ха, ха!». …Именно тогда во мне произошел перелом…. Я вижу дьявола…, вижу воочию. Наверное, это была голодная галлюцинация, но я не только его видел, но почти обонял запах серы. … Я понимаю, что историю творит дьявол. Но одновременно ощущаю власть Бога, не знаю, над чем – над историей, над всем вообще. Он далеко, но Он есть. … Что это был за смех? … сирена воздушной тревоги… голос истории. … В ту ночь я ощутил себя как часть целого. … Долгая была ночь. Она преобразила меня. … Изменилось мое отношение к товарищам по несчастью, я стал меньше думать о себе. … Что-то во мне перевернулось. Горести остались, но я ощутил покой» - А.Ват (1, С.231-232). С тех пор А.Ват стал считать себя христианином, хотя раньше религию игнорировал. Был не просто агностиком, а воинствующим атеистом. Потенциал воздействия музыки. Исследование потенциала воздействия музыки проводилось мною на практических занятиях со студентами СПбИГО по курсу «Музыкальная психология», а также при анализе их самостоятельных работ. Использовался специальный опросник, включающий показатели потребностей, установок и чувств, включая религиозное чувство, всего 31 признак. Согласно инструкции, слушатель заполнял бланк, ориентируясь на свои ощущения, переживания и представления. Он отмечал те признаки в бланке, которые пробуждала, и к которым побуждала его данная музыка. В конце оценивания данного произведения предлагалось отметить цветовые ассоциации, ограничившись одним – двумя цветами. Оценивались как фонограммы и диски, так и «живая музыка» - концерт хоровых коллективов в капелле и выступление группы молодых музыкантов. Стоит отметить неподдельный интерес и заинтересованность со стороны студентов при проведении данного исследования. На большинство занятий материал для прослушивания приносился самими студентами. Выбор музыкальных произведений для прослушивания отразил в той или иной степени все разнообразие имеющихся стилей и жанров, но с преобладанием новейших направлений и молодых исполнителей. К сожалению, в выборе студентов преобладала зарубежная музыка, что свидетельствует как о процессах глобализации, так и вестернизации с ее негативными последствиями (преемственности западной культуры и ее ценностей в противовес своей). Духовная и русская народная музыка в музыкальных предпочтениях студентов либо отсутствовала, либо занимала последнее место среди всех жанров. Как показывают исследования, музыкальные предпочтения формируются в детстве и юности, следовательно, актуальная сейчас для молодежи музыка будет их сопровождать и дальше по жизни. Поэтому, сформировавшиеся музыкальные предпочтения юношества, где нет места русским народным песням, классике весьма трудно изменить. Тем не менее, большинство музыкальных произведений, выбранных студентами для прослушивания, отвечает требованиям времени, когда в период интенсивных социальных и природных изменений необходима высокая адаптивная способность, и одновременно, потребности и чувства, характерные для самоактуализированной личности. В выбранной музыке студентов фактически отсутствовали исполнители из «фабрик звезд», и многих «раскрученных» звезд поп-музыки. Очевидно, при выборе музыкальных произведений студенты бессознательно ориентировались на музыку с благотворным в той или иной степени влиянием, на насыщение собственных потребностей в социализированных эмоциональных переживаниях. Сказанное наглядно демонстрировали показатели цветовых ассоциаций к выбранной музыке с высоким удельным весом светлых и ярких цветов. У студентов с музыкальным образованием палитра музыкальных стилей, музыкальных вкусов была намного шире, что, конечно, позволяет им максимально применять потенциал музыкального воздействия. Образно говоря, разнообразный ассортимент их духовной музыкальной пищи, дает им больше возможностей как для адаптации, та и для личностного роста. Полученные результаты убедительно показывают, насколько реально велик потенциал воздействия музыки. В обобщенные результаты вошли образцы прослушанной музыки самых разных стилей и жанров. Среди них есть и «Гимн России». Его предлагалось оценивать только по внутренним слуховым представлениям, что сделано неоднократно в нескольких группах. Полученные результаты сходны и свидетельствуют о мощном воздействии нашего гимна. В частности, показатели цветовых ассоциаций, в %, дали такую последовательность: красный – 73,7; синий – 42, 1; белый – 26,3; зеленый – 10,5; желтый – 5,3; коричневый – 5,3. Как следует из обобщенных данных, «профиль» выраженности исследованных показателей варьирует в зависимости от конкретного музыкального произведения в широком диапазоне, достигая для некоторых признаков амплитуды в 80 - 100%, p?0,01 по критерию Фишера. Приведу примеры: Потребности. Показатель выраженности потребности в мире и безопасности составил 0% для «Смутных дней» Алисы; Trance, Animal; и, напротив, 62,5-64% для «Гимна России» и «Any time, any where» в исполнении S.A.Bocelly. Потребность в приволье и свободе – 81,8% («На Север», Мельница) и 13,3% – («Охота на волка», Дианы Арбениной). Потребность в Родине, родном крае – 81,2% ( «Гимн России» и 0% («Join me» Gregorian). Потребность в борьбе, воевать – 0% («Осенняя» ДДТ; Adagio Лунной сонаты Бетховена) и 82-100% («На Север», Мельница; The ondekoza – Hachijo). Установки. Готовность к трудностям – 0% («Я тобой называю звезду» Софии Ротару), и 81,8% («На север», Мельница). Готовность к отпору и борьбе – 0% («Сюита №2», Баха) и 83,3% -100% («Рондо», metallika; «На север», Мельница; The ondekoza – Hachijo). Готовность к жертвам – 0% («Join me» Gregorian; Trance, Animal) и 100% (The ondekoza – Hachijo). Чувства. Любовь к человеку – 0% («Trance» Animal; «Смутные дни» К.Кинчева) и 81,8% («Я тобой называю звезду» Софии Ротару). Любовь ко всем людям – 0% («Trance», Animal); 31,2-40% (Гимн России, «Осенняя» ДДТ; Adagio Лунной сонаты Бетховена). Любовь к Родине, родному краю – 0% («Trance» Animal; «Охота на волка», Дианы Арбениной) и 50% («Вечер» Танеева; русская народная песня «Ах ты, степь широкая»); 94,7% (Гимн России). Чувство дружбы и общности – 0% для «Trance, Animal» и 42,9-53% («Therion, Midgard»; Гимн России). Религиозное чувство. В 2005-2207 годах его показатель был нулевым или незначительным для многих музыкальных произведений. Он достигал максимальных значений при восприятии «живой музыки» на концерте хоров студентов в капелле Санкт-Петербурга. А именно, 62,5% для «Kyrie» Хаслера; «Вечери твоея тайныя» А.Львова, «Свете тихий» А.Копылова, «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу» Д.Бортнянского. За летние месяцы и сентябрь 2008 года значения показателя религиозного чувства выросли. Существенно расширился перечень музыкальных произведений и стилей, вызывающих религиозное чувство. В него вошли как классика, духовная музыка, фольклор, так и новомодные музыкальные стили. Например, грузинские народные песни, ансамбль «Гордела»; Jon me и др. «Gregorian», 18-55%. Причем, религиозное чувство зафиксировано при воспроизведении музыки с помощью мобильных телефонов. Главные принципы музыкальной терапии требуют соответствия звучащей музыки социальным и природным условиям, места и времени (здесь и сейчас), психофизиологическому состоянию слушателя, его индивидуальным особенностям и музыкальному опыту. Думается, что представленные результаты исследования потенциала воздействия музыки говорят о реальной возможности использования ее для поддержания здоровья, формирования и воспитания молодого поколения с высокой самооценкой, поднятия духовности населения нашей страны на должный уровень. Это крайне необходимо в настоящий период для России и игнорируется большинством российских СМИ (9). Положительным моментом является то, что многие студенты игнорируют многочисленные каналы ТВ, руководствуясь при выборе музыки собственными потребностями. Этому содействует интернет, например, на сайте http://www.youtube.com/ вывешивается всё, что считается интересным. Положительным является и то, что многие юноши и девушки обращаются к музицированию, сочинению собственной музыки. Таким образом, существуют огромные резервы регуляторной и адаптивной функций музыки, мощный потенциал ее воздействия на здоровье, развитие личности, а значит и человеческого капитала страны. Литература 1.Ват А. Мой век. // Иностранная литература. - 2006. – №5. - С.173-245. 2. Волчек О.Д. Музыка и свет. Материалы к курсу лекций «Музыкальная психология. - СПб.: Изд-во РГПУ им.А.И.Герцена, 2004. 3.Волчек О.Д. Геокосмос и человек. – СПб.: Изд-во РГПУ им.А.И.Герцена, 2006 4.Груздев Н.В., Посохова С.Т. Адаптационный потенциал и духовно-религиозная ориентация личности./ Психологические проблемы самореализации личности. Вып.7./Под ред. Л.А.Коростылевой. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2003. С.118-133. 5.Кокс Харви. Секулярный город.//Звезда, 2005, №4, С.172-196. 6.Моисеев Н.Н. Судьба цивилизации. Путь Разума. – М.: Языки русской культуры, 2000. 7.Принс Р. Шаманы и эндорфины: гипотезы для синтеза /Личность, культура, этнос: Современная психологическая антропология. – М.: Смысл, 2001. С.483-500. 8. Семенов В.Е. Социальная психология искусства: актуальные проблемы. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1988. 9.Экстремизм и средства массовой информации: материалы Всероссийской научно-практ. конф./ Под ред.В.Е.Семенова. – СПб.: Астерион, 2006. -194 с. 10.Ягодинский В.Н. Нами правит Космос. – М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2003. – 576 с.
Рис.1. Сопряженность музыкального мышления с геокосмическими флуктуациями. Условные обозначения: Dur – показатель вокальных миниатюр в мажорных ладотональностях; ММП – межпланетное магнитное поле, G – потенциал приливной силы Луны и Солнца. Тонкие линии – полиномиальный тренд. Значения r: между Dur и ММП r=0,709; между Dur и G r=0,467.
Рис. 2.Сопряженность показателей использования тональностей ля минор (а) и Ля мажор (A), в %, с динамикой индекса ССЛ (суммы соединений пяти планет с Луной в дни новолуний) для цикла стихий восточного календаря); r=-0,978; -0,925. |
|||||