ДУХОВНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИМЕНИ И ЕГО ОБРАЗА |
||||||
|
Образование взрослых в современном развивающемся. мире. Матер. междун. научно-практ. конф. Ч.1., СПб., 2003, С.81-84 Логос понимается и как слово, и как откровение, основная сущность всего Мира, образ божий [Л.В.Успенский, 1962]. В слове, и в особенности в имени – все наше культурное богатство, накапливаемое в течение веков [А.Ф.Лосев, 1993]. И в бытовых, и в религиозных представлениях имени приписывается потусторонняя сила, оно отождествляется с душой [В.А.Никонов, 1971]. У многих народов считалось, что имя – ключ к душе человека, высшее проявление его существа, личности. В имени заложена судьба [В.А.Корочануев, 1982; А.В. Суперанская, 1990]. Согласно мнению известных российских мыслителей - П.Флоренского, С.Булгакова, А.Лосева, сам образ, первообраз имени обрекает человека на определенные возможные осуществления духа имени [Цит. по В.Х. Манерову, 1998]. Многолетние наблюдения и исследования П.А.Флоренского привели его к таким выводам. Имя – как сущность - затрагивает трансцендентный аспект личности, в наибольшей степени приближенный к душе. Оно является идеей склада характера и жизненного пути человека, что в наиболее адекватном и совершенном виде выражается в судьбе святого, носившего это имя. Имена соответствуют духовным типам, конкретным нормам личностного бытия. Но имя – лишь форма, по которой можно написать хорошее и плохое, а сама личность должна определить свое нравственное содержание. Имена ведут себя в жизни общества как некие фокусы социальной жизни [П.А.Флоренский, 1993]. Важна и форма имени. Полное имя связано с высшей реализацией человека, а уменьшительное – с одним из аспектов, одной из черт. Воспринимая себя через уменьшительное имя, мы ограничиваем свой духовный потенциал, уменьшаемся как личность [А. Мумриков, 1994]. Чрезмерное распространение уменьшительных имен есть свидетельство приниженности современной культуры [П.А.Флоренский, 1993]. Не случайно современные исследователи считают, что здоровье нации заключается в её отношении к именам, а само имя обладает жизненной значимостью и в определенной степени влияет на судьбу человека [А. Кторова, 1988; Л. Успенский, 1962; А. В. Суперанская, 1990; А. Савинио, 1999]. В связи с вышесказанным целью нашей работы было изучение характерологического образа 20-ти мужских и 20-ти женских русских имен. В качестве методики использовалась анкета М. Гоклена [1998]. Всего опрошено 857 человек в возрасте от 15 до 72 лет, из них 650 - студенты. Численность заполнивших бланк для конкретного имени варьировала от 170 до 259 человек. Достоверность различий определялась с помощью аргумента нормального распределения Up по методу углового преобразования Фишера. Результаты сведены в таблицы: 1) для обобщенных ответов всех участников опроса; 2) с учетом пола опрашиваемых лиц; 3) с учетом возраста– до 36 и старше 36 лет, 4) с учетом собственного имени участников опроса. Выявлено наличие высоко достоверных различий в показателях характерологического образа, p<0.001.Фактически для любого из 40 имён существует особый набор значений по признакам анкеты М. Гоклена, что, в частности, проявляется и в наличии некоего числа их экстремумов, то есть максимальных или минимальных уровней. Число таких экстремумов может составлять 2-4, как в случаях имён Анна, Евгения, и быть свыше 20-30-ти, как в случае имён Александр, Андрей, Федор, Александра. На основе имеющихся данных составлены характерологические портреты имен. Они соотносятся с имеющимися развернутыми портретами-характеристиками имен П.Флоренского [1993]. Анализ показал существование достоверно значимых отличий, p<0.05-0.01, в оценках мужчин и женщин; молодых девушек и женщин старшего поколения. Однако число таких отличий для изученных сведений по 10-ти именам по первой части анкеты М. Гоклена (50 признаков) наблюдалось лишь для трех - восьми показателей. Исключением явилось имя Иван. Для него значимые различия в ответах старшего и молодого поколения затронули 14 из возможных 50 показателей. Столь сходные в целом результаты по большинству признаков для разных групп опрашиваемых также подтверждают существование характерологического образа имени и его устойчивость. Представления женщин о мужских именах отличаются преобладанием позитивной оценки по ряду признаков, достоверно различающихся с аналогичными представлениями мужчин. Так, в глазах женщин носители имени Иван значимо более щепетильны, скромны, не гонятся за модой, чувствительны, не высокомерны, деликатны. Александры – более упорны, легки на подъем, открыты, внимательны, реалистичны, способны увлечь, импульсивны, не суровы. Обладатели имени Сергей скорее легки, а не тяжелы на подъем, уступчивы, открыты, решительны, способны увлечь, невысокомерны, разговорчивы. Обобщая замеченные факты, можно сказать, что образ имени в глазах противоположного пола наделен ярко выраженными привлекательными особенностями, что придает ему особый ореол и отражается на его популярности. Важно, что различия в образах женских и мужских имен у старшего и младшего поколений не могут быть объяснены лишь влиянием возраста и опыта, а значит, есть и иные причины подобных сдвигов. Как оказалось, образ собственного имени в сравнении с обобщенными данными - более яркий и детализированный. Он может быть близок к идеалу, насыщен привлекательными чертами. Или иметь существенные отличия от обобщенного образа за счет усиления как ряда положительных, так и “отрицательных” черт характера. По-видимому, совокупность представлений о собственном имени воздействует на самооценку человека и тем самым на структуру его личности. Для выяснения вопроса о том, что лежит в основе характерологических представлений имени, испытуемых просили одновременно с заполнением анкеты отмечать, на какие из пяти видов предложенных ассоциаций они опирались в своей работе. А именно: 1. ассоциации со знакомыми людьми, 2. – ассоциации в связи со звучанием имени, 3. – с героями средств массовой информации, 4. – с героями книг, 5. – «как Бог на душу положит». Результаты опроса 207 человек, из них 180 – студенты, таковы в порядке убывания: ассоциации со знакомыми - 88.9%, по звучанию – 57%, «как Бог на душу положит» – 28.5%, с героями СМИ – 14%, с героями книг – 12.6%. Представленные результаты позволяют считать, что образ имени есть отражение реальных обобщенных личностных особенностей, архетипов имени. А значит, суждения об образе имени известных ученых-мыслителей, антропонимистов и психологов справедливы. В социальной психологии известно такое явление, как самоподтверждающееся влияние первых впечатлений. Изначальные впечатления о том, что человек в действительности собой представляет, могут определить наше поведение по отношению к нему. Наше поведение, в свою очередь, сформирует ответные реакции человека таким образом, что наши первоначальные ожидания подтвердятся [Э. Пайнс, К. Маслач, 2000]. Логично предположить, что существование устойчивого образа имени так или иначе сказывается на первых впечатлениях, что в свою очередь может оказывать влияние на человека. Отсюда следует огромная значимость имени, желательность знания жизни своего святого, святых или известных исторических лиц. Отсюда необходимость в том, чтобы наиболее употребительной формой обращения к человеку было его полное имя, особенно в условиях учебного заведения, когда происходят процессы воспитания и обучения. Стоит учитывать и преобладание тех или иных имен, их комбинации в классе, в жизни общества как неких фокусов социальной жизни, как отражение текущих особенностей менталитета страны. |
|||||