ОБРАЗ ИМЕНИ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ |
||||||
|
"Синестезия: Содружество чувств и синтез искусств"// Мат. Межд. научно-практ. конф.Казань, 2008, Изд-во КГТУ им. А.Н.Туполева, С.95-100. В полимодальной перцепции выделяются следующие системные связи: 1) совместное координированное действие органов чувств, обеспечивающее разностороннее отражение действительности ("синергией"), 2) их ассоциативное взаимодействие (синестезия), отражение связей, возникающих в ходе синергетического отражения целостного мира; 3) взаимную сенсибилизацию [5]. Буквальная этимологическая расшифровка понятия синестезии как "со-ощущения" не соответствует реальному содержанию этого явления. Синестезия – это скорее "со-представление", "со-чувствования". По своей психологической природе - это конкретно-межчувственная ассоциация. Однако до сих пор распространен предрассудок о синестезии как об особой "аномалии мозга" [6, 7]. В психологии среди проективных тестов все большее распространение получают цветовые методики. Помимо известной методики М.Люшера, широкое использование имеют методики цветописи А.Лутошкина, тест цветовых отношений А.Эткинда, цветовая ассоциативная методика А.Парачева. Их использование опытному исследователю позволяет получить большой объем сведений, недоступных с помощью применения опросников. Результаты практических занятий со студентами и их самостоятельных работ по курсу «Музыкальная психология» убедительно свидетельствуют о синестезии как свойстве, присущем подавляющему числу людей. Об этом говорят и результаты практических занятий по факультативному курсу «Слово, имя и человек». В период 1997-2000 гг у 420 человек мною изучены цветовые ассоциации для 59 русских имен. Выявлены кардинальные отличия показателей цветового образа исследованных имен, p<0.001. Лонгитюдные исследования с интервалом в 2 недели и сравнение результатов по годам в исследуемый период позволили выявить для ряда имен, при сохранении общей картины цветового образа, наличие значимых сдвигов по одному - трем цветовым показателям, p=0.01. При этом изменения затронули в основном сходные цветовые оттенки. Обнаружено наличие эмоционального образа имени. Исследование образа имени с помощью личностного опросника М.Гоклена, состоящего из 100 шкал, показало на существование не только цветового, эмоционального, но и развернутого характерологического образа имени. Подобный вывод доказывается и результатами дипломных исследований, проведенных под моим руководством Е.Поповой, Е.Гордеевой, С.Тубшиновой, М.Савуся, Е.Маноловой. Важно отметить зафиксированные значимые корреляционные зависимости между показателями характерологического и цветового образов имен. Корреляционный анализ между цветовыми и эмоциональными показателями не проводился. Комплексное изучение психофизиологических особенностей лиц с одинаковыми именами выявило достоверные различия в зависимости от имени, в показателях темперамента, мышления, самооценки, самореализации, мотивации; суточного хронотипа и адаптивности к суточному ритму сон-бодрствование, показателе уровня тестостерона. Обнаружена взаимосвязь между именем и успешной реализацией человека в определенной профессии, p<0.05?0.001 [2, 3]. Результаты опроса 311 студентов показали, что большинство из них, в основном девушки, уже задумало имена для будущих детей, причем свыше половины имен выбрано ими в возрасте 7-16 лет. Причинами выбора имени являются его благозвучие – 76.6%, выбор в честь кого-то – 46.4%, знание смысла, семантики имени – 28.9%; семейные традиции – 6.3%; иные причины – 16.3%. Выявлено наличие достоверных связей между звуковым составом собственного имени и имён, предпочитаемых для будущих детей. Цель данной работы – проверка многолетней устойчивости цветового образа имени. В 2007-2008 гг мною были собраны сведения о цветовых ассоциациях для 12 русских имен. В таблице приведены результаты цветового образа отобранных имен с интервалом около 10 лет. Как можно видеть, в целом, цветовой образ сохранился, но с изменениями по одному – четырем показателям. Больше всего изменений, со сдвигом ±5% и более, наблюдается для значений показателей, в порядке убывания, желтого, красного, коричневого, зеленого цветов. Наиболее выраженные изменения, по четырем из 12-ти показателям, претерпел цветовой образ имен Галина и Тамара. Факты изменчивости цветового и эмоционального образа имени, говорят о смене отношения к нему, что может влиять на частоту выбора имени при наименовании. Эти факты объяснимы явлением сдвигающего значения, открытого А.П.Журавлевым, когда при неизменной семантике ухудшается оценка привлекательности звучащего слова, имени собственного. Согласно П.А.Флоренскому, имена можно отчасти сравнить с наследственными родовыми типами в генетике, с конституциями, с архетипами. Имена ведут себя в жизни общества как некие фокусы социальной жизни и являются неотъемлемой частью общественной жизни. Определяющим моментом оказывается преобладание того или иного имени, их комбинация. В народном мышлении издревле существует, на основе многовекового опыта, твердое убеждение о жизненной значимости имен, связи с каждым из них определенной духовной и отчасти психофизической структуры [12]. Имя является составной частью акустической среды и акустической коммуникации человека, включающей музыку. Возможности музыки как искусства, ее регуляторной и адаптивной функции, выдвинули музыку в настоящее время на первое место среди других видов искусств. Данные о роли акустической среды, природных звуков, связанных с солнечной активностью, состоянием геомагнитного поля и погодными явлениями, позволяют отнести акустическую среду к важнейшим эволюционным факторам. В последние десятилетия получены новые данные о вибрационном воздействии звуков на клеточном уровне, на уровне отдельных тканей и всего организма, о звукорезонансном механизме этого воздействия за счет эффекта кумуляции повторяющихся звуков небольшой интенсивности. Развивается концепция о существовании акустического канала передачи генетической информации. Возобновляется старинная практика лечения звуками речи и музыки, но на новом уровне знаний, успешно развивается новое виброакустическое направление в медицине [1, 8, 9, 10]. В ходе многолетних исследований обнаружена сопряженность психофизиологических показателей человека с динамикой геокосмических условий года рождения и предшествующего ему года; синергичность изменчивости языка музыки, частотных параметров речи со временем суток и года, ведущими погодными условиями, включая и геокосмические факторы, p?0.05?0.001 [4]. Имеющиеся факты об изменчивости формы имени, моды на имена, наряду с перечисленным выше, позволяют говорить об адаптивной функции имени применительно к будущим условиям природной и социальной среды. Очевидно, что изменчивость образа имени, мода на имена отражают потребность этноса в определенных звуковых облучениях, потребность общества в появлении нового соотношения носителей тех или иных имен как личностей, необходимых для его развития и обновления.
Литература:
Image of Name and its Significance Olga D. VolchekSummaryThe study of colour associations for 59 Russian names and 12 indices has revealed colour images of the names, existing at the confidence level of p<0,001. Emotional and personal trait images of the names were revealed, as well, at p<0,001. The main reason for parents to choose some definite name for their child is its euphony. The 10-year longitudinal study has shown changes in 1 to 4 indices of colour and emotional images of the names, at p=0,01. The changeability indicates varying attitude to names and influences rates of choice for them. The above-mentioned, together with the well known effects of weak sonic actions, allows us to consider the adaptive function of names concerning future social and natural environment.
SUMMARY Исследование цветовых ассоциаций по 12-ти показателям 59 русских имен обнаружило существование цветового образа имени, p<0.001. Выявлено и существование эмоционального и характерологического образа имени, p<0.001. При этом ведущим фактором при выборе имени служит его благозвучие. Лонгитюдные исследования за 10 лет зафиксировали изменчивость цветового и эмоционального образа имени по одному - четырем показателям, p=0.01. Это свидетельствует о смене отношения к имени и сказывается на частоте его выбора. Сказанное, вместе с известными эффектами слабых акустических воздействий, позволяет говорить об адаптивной функции имени применительно к будущим социальным и природным условиям. |
|||||