11

ФЕНОМЕН ИМЕНИ СОБСТВЕННОГО

 
Публикации
На главную
О себе
Контакты
Задания

Культурное многообразие в образовании. Мат. Международной научно-практ. конф.- СПб.: CПбИГО, 2009, С.45-50.


В слове, и в особенности в имени, - всё наше культурное богатство, накапливаемое в течение веков. Именем и словами держится мир, живут народы, сдвигаются с места миллионы людей, подвигаются к жертве и к победе народные массы (14). В именах в той или иной степени отражаются быт, верования, чаяния, род занятий и отношение к окружающему миру, художественное творчество народов, даже их исторические контакты между собой (10).

Согласно П.А.Флоренскому, имена можно отчасти сравнить с наследственными родовыми типами в генетике, с конституциями, с архетипами. Имена ведут себя в жизни общества как некие фокусы социальной жизни и являются неотъемлемой частью общественной жизни. Определяющим моментом оказывается преобладание того или иного имени, их комбинация. В народном мышлении издревле существует, на основе многовекового опыта, твердое убеждение о жизненной значимости имен, связи с каждым из них определенной духовной и отчасти психофизической структуры (20).

Итогом подвижнического труда А.И. Баженовой стал вывод о влиянии имени на судьбу человека и целого народа. Она считает, что родные слова даже из т.н. низкого ряда, использованные для поименования, были призваны сохранить генетический аппарат и цельность сознания, и гарантировали защиту от инородного вторжения. Древнерусские, древнеславянские имена были своего рода мантрой, хранящей сакральный смысл. Мистическая преемственность между предками и потомками выражалась и в обязывающем наречении. Известно, что имена предков по мужской линии получали первый, третий, пятый и т.д. сыновья, а по женской – второй, четвертый… Имена-пришельцы, утвердившись с приходом христианства на Руси, принесли с собой иную судьбу целому народу. Ореол мученичества, исходивший от «правильных» имен, сделал, мучеником целый народ. С измельчанием самой жизни, первоисточные имена, духовно обязывающие, стали непонятными, заменяясь приниженными своими переработками, а то и вовсе забываясь (1).

По В.С.Мухиной, имя идентифицировано с телесной и духовной индивидуальностью. В онтогенезе имя как часть самосознания определяет ценностные ориентации человека в его притязаниях на признание, в особенностях половой идентификации, в характере построения жизненных перспектив, а также в системе прав и обязанностей (16). Подтверждением положения Мухиной служит история про имя Моцарта. Амадей – это имя Моцарт сам себе придумал. Сперва от немецкого «Готлиб» - любимый Богом, он перешел к греческой форме «Теофилиус», потом к латинской «Амадеус», а закончил близким к французскому, романтически звучащим «Амадей» (5, С.80).

А вот негативные факты использования имени. Героиня романа Яна Вишневского «Повторение судьбы» - старая пани Секеркова, говорит о своем имени: «Мама хотела дать мне имя Доброслава, но ксендз на Кристинах накричал на неё, что имя это никакой не святой. Тогда она заменила его на Магдалену. Отец этого никогда матери не простил и говорил, что она мало денег дала ксендзу в конверте. Дала бы больше, так он бы сразу припомнил святую Доброславу… Мама послушалась ксендза и звала меня Магдалена, а отец до конца жизни – Добрысей… И только когда папа погиб на войне, я стала Добрысей… Она пошла к ксендзу и сменила мне имя на Добрысю, чтобы в бумагах было, как отец хотел.» (5, С.224).

В США в детском приюте по специальному разрешению министерства шести безымянным детям дали такие имена: Дубарь, Копуш, Сопля и т.д. Другим шести – Вильгельм , Бонапарт, Виссарион, Соломон… Через три года первые стали бить вторых, лгать, отказываться от учебы и т.п. (19, С.46)

Как пишет Михаил Вайнер, в России, в тридцатые годы, когда сажали и расстреливали, маленьких детей «врагов народа» свозили в детские дома. Никаких документов на них не было и записывали их под самыми гнусными фамилиями: Пауков, Клопов, Червяков, Гадов, Крысин, Ехидин, Живодеров, Блевакина, Рыгалина, Жабоедова и все в таком роде (2, С.59).

С именем связано множество обычаев и традиций, отличающихся в разных странах. Согласно принятой в англоязычных странах системе, замужняя женщина во всех официальных документах именуется по мужу (скажем, миссис Джон Смит), сохраняя собственное «христианское», т.е. данное при крещении имя только для неофициальных и полуофициальных ситуаций. И жена любого должностного лица может официально именоваться согласно званию и/или должности мужа, например, «миссис профессор Смит». В России «профессорши» и «полковницы» - суть фигуры сугубо разговорной речи, причем с уничижительным оттенком.


Если еще 30 назад психотерапевтам советовалась наблюдательная позиция, при которой пациент – клиент обезличен, то в настоящее время, независимо от используемых психотерапевтических техник, настоятельно рекомендуется обращение по имени.

Поразительно одинакова употребимость имен на огромных пространствах. Везде родители выбирали совершенно свободно, не сговариваясь, не зная статистики имен, а результат оказался таким, словно заказана норма - сколько должно быть сейчас Татьян, Сергеев и т. д. [17]. Генеральная тенденция сменяемости имен от периода к периоду объясняется следующим. Народ в процессе исторического развития отбирал имена с положительной фоносимволической оценкой и освобождался от имен с отрицательной оценкой, что подтверждается результатами оценивания имен по 25-ти шкалам методикой семантического дифференциала. Иначе говоря, на выбор имени и его частотность влияет эмоциональная оценка имени (12), а также явление сдвигающего значения (13).

Множество значимых имен, с положительной эмоциональной оценкой, давалось детям в революционную пору, как то:

Вектор – великий коммунизм торжествует;

Веор – Великая Октябрьская революция;

Вилиан – В.И.Ленин и Академия наук;

Вилиор – В.И.Ленин и Октябрьская революция;

Далис – да здравствует Ленин и Сталин;

Дележ – дело Ленина живет;

Замвил – заместитель В.И.Ленина;

Изиль – исполняй заветы Ильича и др.(3, С.181). Однако эти имена не выдержали испытания временем из-за своего искусственного происхождения.

В свете изложенного мною проводилось комплексное изучение влияния имени на человека. Исследовались цветовой, эмоциональный, характерологический образ русских имен и их устойчивость; распространенность тех или иных имен среди выдающихся представителей ряда профессий. Изучались психофизиологические особенности лиц с одинаковыми именами и вопросы, связанные с выбором имени для будущих детей.

Обнаружено существование многокомпонентного образа имени, достоверные различия, как в показателях образа разных имен, так и в психофизиологических особенностях их носителей: показателях темперамента, мышления, самооценки, суточном хронотипе, маскулинности-фемининности, самореализации, мотивации; взаимосвязь между именем и успешной реализацией человека в определенной профессии, и др. , p<0.05-0.001 (6, 7).


Звуки, звуки имени собственного являются составной частью акустической среды и звуковой системы человека, включающей в себя речь, музыку и пение. В последние десятилетия получены новые данные о вибрационном воздействии звуков, о звукорезонансном механизме этого воздействия за счет эффекта кумуляции повторяющихся звуков небольшой интенсивности. Развивается концепция о существовании акустического канала передачи генетической информации. Возобновляется старинная практика лечения звуками речи и музыки, но на новом уровне знаний, успешно развивается новое виброакустическое направление в медицине (4, 9, 11, 15, 18).

Ранее нами была обнаружена сопряженность психофизиологических показателей человека с динамикой ведущих геокосмических условий года рождения и предшествующего ему года; синергичность изменчивости языка музыки, частотных параметров речи со временем суток и года, ведущими погодными условиями, включая и геокосмические факторы (8).

Имеющиеся факты об изменчивости формы имени, моды на имена, наряду с описанными выше данными, позволяют говорить об адаптивной функции имени применительно к изменяющимся условиям природной среды. Очевидно, что мода на имена отражает как текущие социальные процессы, состояние культуры данного народа, так и потребность этноса в определенных звуковых облучениях, потребность общества в появлении нового соотношения носителей тех или иных имен как личностей, необходимых для его развития и обновления.

Именно поэтому желательно включение в образовательную программу курса, посвященного значению слова, значению имени.


Литература

  1. Баженова А.И. Славянские родные имена: Словарь исторических родокоренных имён и прозваний славян и руссов за два тысячелетия. – М.: ООО «Изд-во «Ладога», 2006.

  2. Вайнер М. Старые записи //Звезда, 2008, №4. – С.53-84.

  3. Вассоевич А.Л Духовный мир народов классического Востока. – СПб.: «Алетейя», 1998, - 541 с.

  4. Виброакустика в медицине. – СПб.: Вита Нова, 2000.

  5. Вишневский Я.Л. Повторение судьбы: Роман / Пер. с польск. Л.Цывьяна. – СПб.: «Азбука-Классика».- 2008.

  6. Волчек О. Д. Имя и профессия // СОЦИС, N2, 2000, С. 108-110.

  7. Волчек О.Д. Имя и его адаптивная функция // Актуальные вопросы антропологии: сб. научн. трудов, №4. – Минск, 2008, С.201-209.

  8. Волчек О.Д. Геокосмос и человек. – СПб.: Изд-во РГПУ, 2006.

  9. Гаряев П.П. Волновой генетический код. – М., 1997.

  10. Горбаневский М. В. Иван да Марья. Рассказы о русских именах, отчествах, фамилиях, прозвищах, псевдонимах. - М.: “Русский язык”, 1988.

  11. Дубров А. П. Музыка и растения. - М.: “Знание”, 1990.

  12. Ивашко В. А. Как выбирают имена. - Минск: Вышейша шк., 1988. - 239 с.

  13. Журавлев А. П. Звук и смысл. - М.: “Просвещение”, 1991.

  14. Лосев А. Ф. Бытие - имя - космос. / Сост. и ред. А. А. Тахо-Годи. - М.: “Мысль”, 1993.

  15. Мосолов А. Н. Генетический аппарат эукариотов как единая динамическая структура //Успехи современной генетики, №9, 1980, С. 183-202.

  16. Мухина В. С. Возрастная психология. Учебник для студентов вузов. – М. Издательский центр “Академия”, 1997.

  17. Никонов В. А. Имя и общество. - М.: Наука, 1974.

  18. Романов С. Н. Биологическое действие вибрации и звука. Парадоксы и проблемы ХХ века. – Л.: Наука, 1991.

  19. Р.Солнцев. Диалоги с Платоновой // Нева, №5, 2006, С. 43-101.

  20. Флоренский П. А. Имена. Архив священника Павла Флоренского. - Кострома: “Купина”, 1993.



СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:

Волчек Ольга Дмитриевна,

Доцент факультета психологии СПбИГО,

Канд. психол. наук,

Доцент,


19000, Санкт-Петербург, Казанская 45, кв.81

д.тел.378-25-52

VolchekOD@mail.ru