Озеро у Выборга

ПРИРОДНЫЕ ЦИКЛЫ, ЧЕЛОВЕК И МОРАЛЬ

 
Публикации
На главную
О себе
Контакты
Задания

Материалы II междун. конф. “Циклы”,Ч.1, -Ставрополь, 2000, С.188-193


Значимость морали, нравственности и духовности сегодня как никогда велика. Человечество переживает колоссальные кризисы во всех социальных сферах. Одновременно происходят кризисы, связанные с антропогенным влиянием человека на природу и климатическими изменениями. Резко усилились возможности отдельной личности оказать пагубное влияние на развитие мира. Возможности олигархов и террористов, использующих современные разрушительные средства, возможности личности с большой властью, но не сдерживаемой моральными запретами ставят сегодня мир на грань существования.

Проблемы духовности и нравственности затрагивают нашу страну особым образом в силу её ментальности. Фактически, её исследования независимыми учеными с помощью разных методов в последние 20 лет приводят к сходным результатам. К примеру, современный российский человек добр, сострадателен, драчлив (за справедливость). Не очень любит знания; любит валять дурака (облапошить и не думать о последствиях). Ему плевать на моральные оценки. Он жутко консервативен, не любит навязывания новых знаний, готов надеяться на чудо, особенно когда неохота работать или думать самому (неохота почти всегда). Кратко: "обмани ближнего своего, а на все остальное наплюй и веселись пока жив" [1].

Нравственность, мораль не стабильны во времени, и как часть круга социальных явлений и процессов подвержены волнообразным, циклическим изменениям. В 1927 году П. Сорокин [2] дал обзор циклических концепций социально-исторического процесса. Первые подобные идеи приведены в Библии, трудах астрологов и жрецов, древних восточных философов. Так в Екклесиасте читаем "Что было, то и будет делаться, и нет ничего нового под Солнцем". Согласно древней астрологии как люди, родившиеся под знаком Льва или Скорпиона имеют особую судьбу, так и соответствующие периоды истории несут на себе те же черты. Не устарели конфуцианские идеи, согласно которым исторический процесс имеет три циклически повторяющиеся стадии. Первая - беспорядок, анархия. Вторая - малое спокойствие (семья и частная собственность, социальная нестабильность, эгоизм). Третья - стадия Великого сходства (стабильность, социальный порядок, почти общая собственность, взаимное уважение и доброжелательность). Циклическая концепция была в трудах многих мыслителей, и ими выделялись циклы разной длительности - от суточных до многовековых. Так, с периодом в 300 лет происходят великие социальные перемены. 500 лет - период роста и упадка некоторых культур и государств. С периодом в 1033 года происходят великие революции и смены цивилизаций. Кроме повторяющихся циклов и периодических процессов можно выделить социальные процессы, испытывающие тренды или тенденции [2].

Позже, благодаря своим собственным исследованиям, охватившим около 2500 лет развития ряда стран, П. Сорокин пришел к выводу о существовании трех суперкультур - идеациональной, чувственной, идеалистической (интеграционной). Социодинамика разных стран проходит в своем развитии через эти суперкультуры, что отражается на уровне альтруизма, морали и нравственности, духовных ценностях и состоянии общества в целом. В эпоху чувственной суперкультуры первенствуют ценности власти, богатства, наслаждения; при идеациональной - главенствуют альтруизм, законы, расцветают религии. В эпоху интеграционной суперкультуры счастливо сочетаются ценности первой и второй суперкультур. Смена суперкультур идет на фоне глубочайших кризисов, пронизывающих все социальные сферы. Именно времена подобных перемен и не пережили некоторые государства. Двадцатый век по П. Сорокину относится к закату чувственной суперкультуры [3].

В связи с вышесказанным настоящая работа посвящена проблеме морали в свете влияния цикличности природной среды на человека на основе анализа имеющейся литературы и результатов собственных исследований автора.

Мораль, её высшие стадии и условия развития

Как показал Л. Колберг [4], уровень морального сознания растет c возрастом, достигая высших степеней после 20-ти, 30-ти лет. Он зависит от профессии и согласованности моральной системы личности. Ведущими функциями морального суждения являются рациональность или познавательная оценка ситуации и предписательная функция. Она состоит в нацеливании на выполнение определенных действий, в переходе от теории к практике. Чем согласованнее моральная система, умение регулярно принимать позицию каждого другого, тем выше потенциал предписательности. Главные ценности высших стадий морали - жизнь любого человека; индивидуальные права; свобода человека, не затрагивающая достоинств и прав других людей. Важнейшие условия для формирования морали, моральных действий - самостоятельная работа по принятию на себя ответственности за дело, моральное содержание профессиональной работы, где первенствует профессия врача.

Для моральных действий необходимы моральные суждения и убеждения; определенные личностные качества и степень их развития. Модус действия, то есть переход в целом в плоскость морального поведения, детерминируется: 1. рациональностью, уровнем интеллекта, адекватностью в оценке происходящего; 2. развитием личности, то есть определенных эмоций и чувств, (уважение, забота, ответственность, дружба, эмпатия, чувство несправедливости), сенситивности; 3. развитием коммуникативных умений. Сюда же надо добавить умения интегрировать всю информацию, принимать взвешенные решения, вырабатывать план действий и средства для его достижения. В нестандартных ситуациях помимо интеллекта большое влияние приобретают волевые качества, эго-контроль, развитие Я-концепции – системы самооценки человека.

Высшей – шестой ступени морали по Колбергу достигают немногие люди, считанные проценты. Однако, временами, что для нас очень важно, гораздо больше людей, чем считал сам Колберг, оказываются в своих действиях на этой стадии [4].

Уже у животных есть поведенческие аналогии морали, всё то, что у людей преобразовалось в заповеди религии, кодексы врача и психолога. У многих животных есть механизм торможения агрессии - угрожающие позы, окраска, особые акустические сигналы, турнирные бои. У человека, в силу отсутствия механизмов торможения агрессии, аналогичные приёмы действуют значительно меньше[5].

Известный генетик В. П. Эфроимсон убедительно показал, что альтруизм или агрессивность человека во многом обусловлены его генотипом. Так, мужчины с генотипами 47(УУХ) и 47(УХХ) в тюрьмах встречаются в десятки раз чаще, чем на воле. Частота их рождения составляет 1/500 и 1/1000 соответственно. У рецидивистов, как свидетельствуют факты, большую роль играют биологические и генетические факторы [6].

Небезынтересен взгляд нейрофизиолога на основы этического поведения. Психические структуры можно рассматривать как следствие определенной географии структур участков коры головного мозга. Эти карты сложились в ходе эволюции вида, филогенеза человека. Фундамент предрасположенности мозга к моральным суждениям лежит в способности создавать психические структуры, участвующие в оценке себя "как другого". И здесь базовые эмоции - гнев, страх, и др. с их собственной нейрофизиологической основой - могут формировать варианты схемы тела и играть важную роль в самооценке, Я-концепции. Психопатические дети и взрослые склонны к насилию, отсутствию чувства вины или угрызений совести. В отличие от обычных людей, у них дефицит ингибитора агрессии и потому на грустное лицо, плач и тому подобное у них не возникают такие моральные эмоции как симпатия, сострадание. Процесс роста и образования основных нервных связей приходится на первые годы жизни. Именно в детстве формируются и закрепляются моральные нормы, традиции, верования. У взрослого то, что усвоено в процессе воспитания в детстве, малообратимо. Физиологической базой для моральных суждений, решений и чувств служат префронтальная зона коры, лобные доли, нейроны ретикулярной формации [7].

Общество и духовность

На состояние морали и нравственности влияет общественный строй. Известно, что ведущей силой личности являются её ценности, ориентации, вся система мотивации. Они зависят от генотипа, социальной среды, самовоспитания, характера человека. Э. Фромм [8] выделяет неплодотворные - рецептивная (пассивная), эксплуататорская, стяжательская, рыночная - и плодотворную ориентации. Лица с соответствующей ориентацией отличаются как в своих доминирующих установках, поведении, так и во внешних проявлениях, включая мимику. Перечисленные ориентации, их соотношение во многом зависят от общественного строя, социального правления, ведущей религии. Точно также само понятие совести меняется во времени и зависит от эпохи и страны. Э. Фромм выделяет авторитарный и гуманитарный виды совести. Авторитарная совесть зависит от внешнего окружения человека, запретов, родителей, государства. Она зиждется на чувстве вины и потому латентно сопряжена с агрессией. Чистая, гуманитарная совесть - это внутренний голос, внутреннее Я, присущее плодотворной ориентации. Чем плодотворнее живут люди, тем сильнее их совесть. Напротив, чем больше они нуждаются в совести, тем она слабее. Какая совесть - авторитарная или гуманитарная - является ведущей в обществе, определяется страной, строем, религией, историческим моментом [8].

По мнению В. П. Эфроимсона [6], разделяемому и другими учеными, десятилетия советского строя, когда к власти поднимались негодяи и "выпалывались" активные, деятельные, самобытные, принципиальные личности, весьма и весьма пагубно сказались на населении нашей страны. Переход России к рыночным отношениям без должной проработки проблем нравственности и духовности только усугубил положение..

Темперамент и духовность

Темперамент - это особый психобиологический уровень индивидуальных свойств человека, необходимый для развития вышестоящих образований. Тип темперамента оказывает влияние на формирование общих способностей, преимущественно на ранних этапах его развития. Особенности темперамента выступают в качестве задатков способностей и интеллекта. Исследования показали, что биологически обусловленные свойства темперамента являются исходными для развития более сложных личностных образований. Все они определяют своеобразие Я-концепции, личности человека [9, 10]. Связь темперамента с интеллектом, личностными особенностями, с учетом описанных условий морального развития, говорит о влиянии самого темперамента на мораль.

Ритмы сна и бодрствования и особенности характера

А. А. Путилов на основе суточного ритма работоспособности, длительности сна, легкости засыпания и т.п. выделил четыре крайних типа - жаворонки, совы, малоспящие - соворанки, многоспящие - сони – засони, а также промежуточные типы, в частности, - "голуби". Хронотип человека отражается на его здоровье, длительности жизни, особенностях телосложения, темперамента и характера. По особенностям режима сна и отдыха детей с младенчества можно отнести к "легким" или "трудным". Их численность составляет соответственно 40 и 10 % от общей выборки. В отличие от "легких" детей "трудные" имеют нерегулярные ритмы сна и бодрствования, отрицательное настроение, низкую приспособляемость, их не любят окружающие люди. Из "трудных" детей примерно 70%, а из "лёгких" только 7% может в подростковом возрасте и позже иметь болезни поведения, патологические черты характера [11]. Стрессы будущей матери во время беременности, фактор желанности или нежеланности рождения ребенка оказывают свое воздействие на его личностные черты, характер поведения, принадлежность к трудным или легким детям.

Не перечисляя подробно особенности характера в связи с хронотипом, приведем следующие данные, полученные А. А. Путиловым. Явные интроверты - обычно многоспящие, и, напротив, явные экстраверты - малоспящие. Cклонные спать допоздна, обладающие совиными чертами, чаще эмоционально неустойчивы, слабовольны, с глубокими мрачными переживаниями и низким контролем над эмоциями и желаниями. Склонность преодолевать сонливость выражена у людей эмоционально устойчивых, самоуверенных, удовлетворенных своей жизнью, практичных, рационалистичных. Они настойчивы, постоянны в планах и привязанностях. Способность спать в непривычное время сопутствует энергичным, смелым, напористым, жизнерадостным, дружелюбным, бескорыстным и беззаботным. Высокая утренняя активность (жаворонки), присуща смелым и решительным, способным контролировать свои желания. Напротив, доверчивые и наивные мечтатели легко засыпают в неподходящее время и любят вставать утром попозже. Плохой сон - у людей с неудовлетворенными потребностями, эмоционально неустойчивых, робких, склонных к чувству вины, зависимых, пассивных, слабовольных, неорганизованных, порой непостоянных и недобросовестных. Явление сезонной депрессии, зимней депрессии, которой подвержены многие жители северных территорий Земли, также вносят свою лепту в настроение и поведение людей, усугубляя некоторые черты характера [11].

Наше пилотажное исследование, проведенное в 1999-2000 годах на небольшой, но однородной выборке, n=100, свидетельствует о том, что встречаемость хронотипов А. А. Путилова неравномерна. Среди студентов Санкт-Петербурга "совы" составили около 60 %, “голуби» - 30 %, “жаворонки» - 10 %. Естественно предположить, что подобный факт может быть связан и с состоянием морали.

Темперамент и час рождения

Мишелем Гокленом в итоге многолетних и очень серьёзных исследований получены удивительные результаты. Он опроверг астрологические суеверия и догмы, и в то же время пришел к парадоксальным выводам. Изучены сведения о более чем 50 000 лиц, родившихся в XYIII-XX веках и максимально проявивших себя в профессиях актера, политика, ученого, медика, журналиста, военного, спортсмена. Главный вывод: существуют планетарные типы человека - марсианский, сатурнианский, юпитерианский и т. п., что фактически засвидетельствовано аналогичными определениями французского языка. Положение планет в момент рождения человека по М. Гоклену является свидетельством обладания ребенком особым темпераментом. Ведущим значением обладают зоны восхода и верхней кульминации планет. Выяснилось, что дети имеют тенденцию рождаться под теми же планетами, что и их родители или ближайшие родственники с аналогичным темпераментом. Каждый планетарный тип М. Гоклена имеет свой набор психологических качеств, предрасположенность к определенной профессии, характерные черты морального сознания. Так, большинство выдающихся актёров, родившихся под Юпитером (в момент их рождения Юпитер проходил зону восхода на горизонте или зону верхней кульминации), относятся к бесстыдным. Противоположные личностные черты - у родившихся под Сатурном, тяготеющих к профессии ученого. Марсианцы наиболее часто встречаются среди олимпийских чемпионов, спортсменов с железной волей и т. д. [12]. По-видимому, соотношение планетарных типов Гоклена в обществе в текущий период времени неким образом связано с моральным климатом.

Функциональная асимметрия мозга и мораль

Левому и правому полушариям мозга отвечают особые функции, психические процессы при обработке информации, характерные эмоции и чувства. Левое полушарие рационально, оно обрабатывает информацию локально, последовательно, точно, поиск истины ведется в диалоге. Правое - интуитивно, субъективно, оно ведет глобальную обработку информации, позволяя себе быть приблизительным, иметь право на ошибку и блок мифотворчества. Недостаток левого способа мышления - некоторая догматизация имеющихся законов, недостаток правого - сознание несовершенства любой модели и закона, текста, творения. Отсюда принцип - не сотвори себе кумира [13]. Любовь и творчество в норме, как и бред в патологии могут быть соотнесены с правым полушарием. Левому свойственны положительные эмоции, вплоть до эйфории, эрос; правому - депрессия, тенденция к саморазрушению, самоубийство, дуэль, стремление к смерти [14].

При доминировании в обществе левого стиля мышления характерны оптимизм, прагматизм, рационализм, открытость границ, энергичность, тяга к демократическому правлению, уважение к разуму, законам. При доминировании правого общество охватывает пессимизм, нежелание и неумение действовать, эскапизм – бегство от действительности, антипрагматизм, комплекс неполноценности, тяга к авторитарному правлению, сепаратизм, поиск смысла жизни и недоверие к разуму. Для правого мышления характерно стремление к идеальному. Осознание невозможности этого приводит к такому следствию: "Раз уж нельзя точно, раз уж нельзя быть святым, то зачем быть честным". По С. Ю. Маслову, смена доминирующего способа познания наступает из-за очередного тупика в общественном развитии, что происходит примерно через 20-25 лет, когда подрастает новое поколение. Период смены способов познания сопровождается разочарованием в прежних идеалах, конфликтом "отцов и детей", кризисными явлениями в обществе [13].

В последние годы во всем мире растет число детей, отстающих от обычного темпа обучения языку. В чем-то, по-видимому, виноваты телевидение, реклама, кино, обращающиеся больше к глазу, нежели к уху. Как следствие - повышение значимости и развития правого полушария [14]. Хорошо известно, что для создания гипнотического состояния необходимо отключить левое полушарие или затормозить его функционирование. Подавляющее содержание современных программ телевидения, тем более с цветным изображением, видеофильмов этому содействует, что не может не отразиться на уровне развития моральных качеств зрителей.

Говоря о моральном поведении, можно видеть, что оно может нарушаться, но различным образом при доминировании левого или правого стилей мышления.

Цикличность природной среды и интегральная индивидуальность человека

Наше собственное многолетнее изучение влияния цикличности природной среды на человека позволило вывести следующие положения. Имеются глубокие различия между показателями человека как интегральной индивидуальности в связи с геокосмическими условиями периодов рождения и зачатия. Различия прослеживаются в параметрах генотипа, конституции, темперамента, функциональной асимметрии мозга, мышления, в психологических и личностных характеристиках, включая мотивацию. При этом, как удалось выявить с помощью лонгитюдных экспериментов, показатели психики не остаются неизменными, а варьируют с достаточно большим размахом амплитуды. Изменчивость показателей человека как интегральной индивидуальности, изменчивость показателей его психики сопряжена с геокосмическими флуктуациями - индексами солнечной активности, гравитации, природных электромагнитных полей, совместным положением планет солнечной системы. Сказанное всецело относится к показателям темперамента, мышления, мотивации, Я-концепции [15, 16, 17].

На представленных рисунках 1, 2 иллюстрируется связь некоторых показателей темперамента и личности с показателями гравитации года рождения и предшествующего ему года. Данные получены на однородной выборке - резерв руководителей-мужчин, родившихся и проживающих в разных городах СССР [15]. Как можно видеть, имеется сопряженность с геокосмическими флуктуациями выраженности таких важных для морального поведения личностных черт как эмоциональная устойчивость, подверженность чувствам, а также показателей лживости, адекватности самооценки, локуса контроля, неразрывно связанных с Я-концепцией. Уточним, что люди с внутренним локусом контроля, меньше 12-ти баллов, считают себя добрыми, независимыми, решительными, справедливыми, способными, дружелюбными, честными, самостоятельными, невозмутимыми. Напротив, лица с внешним локусом контроля, больше 12-ти баллов, характеризуют себя как эгоистичных, зависимых, нерешительных, несправедливых, суетливых, враждебных, неуверенных, неискренних, несамостоятельных, раздражительных.

Выводы

Циклическая изменчивость природы отражается на рождающихся когортах людей, их интегральной индивидуальности в целом, а также на состоянии психики как отдельного человека в текущий период, так и общества в целом. Показатели личности, общества, относящиеся к морали, подвержены воздействию цикличности природной среды.

Известно, что чем больше период тех или иных природных циклов, тем больше амплитуда вызываемых изменений в биосфере. То есть многолетние, многовековые - инфранизкие геокосмические флуктуации - оказывают максимальное воздействие. Следовательно, и циклы Маслова, и циклы суперкультур П. Сорокина обязаны подобным изменениям в природе. Естественно предположить, что ухудшение погодных и климатических условий на Земле провоцирует снижение планки моральных норм, доминирование правополушарного стиля мышления, позволяющего действовать в трудных ситуациях быстрее и адекватнее, творчески.

Несомненно, воспитание с гуманистических позиций, индивидуальный подход, помогают нейтрализовать некоторые черты, обусловленные конституцией, темпераментом, условиями момента рождения. Личный пример родителей, особенно матери, учителей, окружающих людей крайне важен, особенно в раннем детстве, в период импрессинга - запечатлевания по В. П. Эфроимсону [6]. Немаловажную роль играют и диспуты, дискуссии по важнейшим проблемам и ситуациям, аналогичным дилеммам Л. Колберга [4], что практикуется в школах справедливости Америки. Сам строй, система законов, культура в идеале должны всё время совершенствоваться. Однако, стоит, по-видимому, учитывать и влияние цикличности природной среды, и, прогнозируя его, смягчать соответствующими мерами отрицательные последствия. Высокое искусство разных жанров и направлений прежде всего может помочь в этом плане, гармонизировать человека с внешней средой, создавать и поддерживать в обществе образцы высокой духовности, морали и нравственного поведения.

Литература

  1. Черносвитов П. Ю. Герои нашего времени или об особенностях национальной ментальности.// Ж. Человек, 1999, N6.

  2. Сорокин П. Обзор циклических концепций социально-исторического процесса.// Социологические исследования, 1998, N12.

  3. Sorokin P. A. Social and Cultural Dynamics. Vol. 4, - New York, 1962

  4. Анцыферова Л. И. Связь морального сознания с нравственным поведением человека.// Психологический журнал, 1999, N3

  5. Лоренц Л. Агрессия (так называемое «зло»): - М.: Прогресс, Универс, 1994.

  6. Эфроимсон В. П. Гениальность и генетика. – М.: Русский мир, 1998

  7. Шанже Ж. П. Взгляд нейрофизиолога на основания этики.// Ж. Человек, 1999, N5.

  8. Фромм Э. Человек для себя. – Минск: Коллегиум, 1992

  9. Русалов В. М., Дудин С. И. Темперамент и интеллект: общие и специальные факторы развития. // Психологический журнал, 1995, N5.

  10. Русалов В. М., Парилис С. Э. Темперамент и своеобразие когнитивной системы личности.// Психологический журнал, 1999, N1.

  11. Путилов А. А. «Совы», «жаворонки» и другие. О наших внутренних часах и их влиянии на здоровье и характер. – Новосибирск: Изд-во Новосиб. Ун-та; М.: Совершенство, 1997

  12. Гоклен М. Досье космических влияний: Характеры и темпераменты. – М.: КРОН-Пресс, 1998

  13. Маслов С. Ю. Асимметрия познавательных механизмов и её последствия.// Семиотика и информатика, вып. 20, 1983

  14. Иванов Вяч. В. Высшие формы поведения человека в свете проблемы доминантности полушарий./ О человеческом в человеке. – М.: Политиздат, 1991

  15. Volchek O. The Influehce of The Environmental Cyclicity on The Psychological Characteristics, The Professiogram of a Human Being// Papers on Antropology YI, Tartu, 1995

  16. Волчек О. Д. Отражение природных циклов в интегральной биосоциальной антропологии./ Интегральная биосоциальная антропология, - М.: ФОН, 1996

  17. Волчек О. Д. Суточная и многолетняя динамика показателей мышления. /Материалы первой международной конференции. “Циклы», - Ставрополь, 1999, Ч. 1

1
2

Подписи к рисункам

Рис. 1. Связь психологических характеристик (1-7) с приливообразующей силой Луны и Солнца (8) года рождения и предшествующего ему года. Условные обозначения: по оси абсцисс – годы; по оси ординат психологические показатели в баллах: 1 – локус контроля по Роттеру, 2 – тревожность по Тейлору, 3 – лживость по методике ОСТ В. М. Русалова; 4, 5, 6, 7 – значения факторов MD – “адекватность самооценки”, F- “сдержанность – экспрессивность”, C – “эмоциональная неустойчивость – эмоциональная устойчивость”, G- “подверженность чувствам – высокая нормативность поведения” по Р. Б. Кэттеллу; r – коэффициент корреляции.


Рис. 2. Связь психологических характеристик (1-3) с численностью соединений Меркурия с Луной в дни новолуний (4) для года рождения и предшествующего ему года. Условные обозначения: по оси абсцисс – годы; по оси ординат - психологические показатели в баллах: 1 – темп, 2 – эмоциональность по методике ОСТ В. М. Русалова, 3 – креативность (творческие способности) по методике POI А. Маслоу; r – коэффициент корреляции.