СОПРЯЖЕННОСТЬ ДИНАМИКИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ САМООЦЕНКИ И ГЕОКОСМИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ |
||||||
|
Международн. Академия, вестник N1-2, январь 2000, Материалы науч. Конф. “Русский космизм”, СПб, C.15-17. В настоящее время огромный интерес представляет собой развитие идей А.Л.Чижевского, в том числе, изучение влияния геокосмических колебаний на психические процессы, состояния и свойства человека. Качественные и количественные характеристики психики, в частности, мышления, эмоциональной направленности, воли, самооценки, определяют результат деятельности человека. Так, успешность в разных видах деятельности зависит от целеустремленности, силы желания, уверенности в себе, дисциплинированности и тесно связана с особенностями мышления человека. Все это отражается в самосознании, Я-концепции - самооценке и представлениях человека о себе. Чрезвычайно важными компонентами самосознания являются самоуважение, положительное отношение к себе, самопринятие. Низкое самоуважение значимо коррелирует с эмоциональными расстройствами, отрицательными эмоциональными состояниями, переживаниями «несчастья», болезненными симптомами и агрессивными побуждениями. Сниженное самоуважение положительно коррелирует с девиантным, отклоняющимся от нормы поведением, совершением правонарушений, нечестностью, наркоманией, алкоголизмом, попытками самоубийства.. Ему часто сопутствует депрессия. И, напротив, люди с высоким самоуважением больше удовлетворены своей жизнью и наиболее успешны в своей деятельности [1]. Доминирующие особенности в стилях мышления, мотивации, самооценки отражаются на общественном сознании и настроении конкретного исторического периода, на социально-исторических процессах. Поэтому так важно знать, в какой мере изменчивость природной среды влияет на эти процессы, какие геокосмические факторы являются ведущими и т. д. Проводился лонгитюдный эксперимент - тестирование одних и тех же людей ежемесячно в период с октября 1995 по июнь 1996 года, что составило в общей сложности 24 экспериментальных дня. В тестировании участвовало 9 групп старшеклассников и студентов Петербурга, всего - 35 юношей и 40 девушек. Эксперименты в восьми группах, численностью от 5 до 8 человек, проводили студенты РГПУ и СПбГУ М. Бондаренко, А. Григорьева С. Казьмирук, Е. Кузахметова, Е. Павлова, М. Плыгань, Т. Сидорова, Е. Тарарин. Участниками девятой группы, обследование которой велось автором, были члены клуба юных космонавтов Дворца Творчества Юных. Всего - 19 юношей и 9 девушек 1979-1981 гг. рождения. На протяжении учебного года с ними проводились занятия по самопознанию, психологии саморазвития и успеха, психологии общения с активным использованием игровых методов. Как следствие, ожидалось изменение показателей самооценки, Я-концепции. В лонгитюдном исследовании использовались опросник SOLAT Е.Р.Торранса, форма для взрослых, по определению показателей мышления - левополушарного - логического, правополушарного - интуитивного, совмещенного - интегрального [2]. Методика Б.И.Додонова для изучения эмоциональной направленности, мотивации человека [3]. Методика комплексной социальной самооценки В. Н. Куницыной [4]. Настоящая работа посвящена в основном результатам по самооценке. В бланке самооценки на вертикальной неградуированной линии испытуемые отмечали уровень развития у себя 19-ти качеств. Их выраженность могла варьировать от 0 до 12 баллов. Шесть качеств характеризовали блок «хватки, пронырливости». Сюда вошли предприимчивость, практичность, организованность, сила воли, хитрость, влиятельность. Еще шесть качеств характеризовали «социальный интеллект» - выносливость, интеллект, предусмотрительность, умение владеть собой, проницательность, безошибочность в решениях. Пять качеств относились к «социальной компетентности» - юмор, соблюдение приличий и воспитанность, умение ладить с людьми, общительность, личное обаяние. Два качества считались независимыми - безалаберность, свойство стереотипа русского человека, и готовность жертвовать для блага других своими личными интересами. Таким образом, для самооценки помимо перечисленных 19 качеств определялись и интегральные показатели - «хватка, пронырливость», «социальный интеллект», «социальная компетентность», «общая самооценка». При подсчете последней значения безалаберности исключались [4]. Полученные результаты сопоставлялись со среднесуточными и среднемесячными значениями геокосмических параметров среды. Использовались как традиционные, так и нетрадиционные факторы. Традиционные факторы были представлены солнечно-лунной приливообразующей силой - G, магнитным полем Солнца как звезды - SMF, индексами солнечной активности - W, Kp, 10.7. Эти данные были получены благодаря помощи старших научных сотрудников Санкт-Петербургского Государственного университета Л.Н.Петровой, Д.И.Понявина и Н.К.Белишевой. В качестве нетрадиционных факторов использовались среднемесячные индексы стрессовости, напряженности, загруженности - СНЗ и успешности, продуктивности - УП по Ф.Величко [5]; а также среднесуточные значения скорости вращения Земли - СВЗ и индекса трудных дней для здоровья и деловой активности - ТД московского центра «Галактика» [6]. Всего использовалось пять среднемесячных геокосмических индексов - Wм, Gм, SMFм, СНЗм, УПм. Отметим, что нетрадиционные индексы были заранее рассчитаны с учетом влияния совместного положения Солнца и всех планет солнечной системы. Результаты В исследуемый период все изученные показатели психики претерпели достоверные изменения. Выявлена скоррелированность их динамики с вариациями показателей геокосмических факторов. Так среднемесячные значения «общей самооценки» менялись для мужчин от 7.77 до 8.38 балла, для женщин - от 7.51 до 8.15 балла. Достоверность различий составила p=0.01. При этом амплитуда колебаний отдельных характеристик самооценки достигала 30%. Например, среднемесячные значения «безалаберности» варьировали в диапазоне 5.53-7.21 для мужчин, и 5.47-6.59 балла для женщин. Качества «влиятельности» - 6.63-8.15 и 6.79-8.15 балла, соответственно. Корреляционный анализ. Для мужчин по среднесуточным данным выделены 23 связи, значимые на уровне p=0.05 и выше. Из них 8 связей пришлись на фактор СВЗ. Это корреляционные зависимости между СВЗ и показателями организованность, сила воли, влиятельность, юмор, личное обаяние, «хватка, пронырливость», «общая самооценка», соблюдение приличий. Все они положительны кроме последней. По выраженности корреляционной нагрузки последовательность геокосмических индексов, в порядке убывания, оказалась следующей: 1.СВЗ, 2.W, 3.ТД, 4.10.7, 5.Wм, 6.SMF, 7.Kp. Женщины. Численность корреляционных связей для среднесуточной динамики самооценки при p=0.05-0.01 была равна 13, то есть почти вдвое ниже, чем у мужчин. Среди них не было связей с индексом СВЗ. Иерархия геофизических факторов по выраженности корреляционной нагрузки - 1.G, 2.Gм, 3.SMF, 4.Wм, 5.10.7, 6.Kp. Значимые связи соответствовали лишь четырем показателям самооценки. Безусловным лидером по числу и выраженности корреляций был показатель соблюдение приличий и воспитанность, далее шли готовность жертвовать..., безалаберность, предусмотрительность. Практически вся структура и состав корреляционных связей для мужчин и женщин были отличными друг от друга. Результаты корреляционного анализа совместных данных для мужчин и женщин по среднесуточной динамике показали наличие зависимости между показателем «хватки, пронырливости» и индексом СВЗ (p=0.05), а также наличие значимых связей для показателей предприимчивости, практичности, соблюдения приличий, безалаберности, готовности жертвовать... На долю трех последних пришлось 10 связей, p=0.05-0.01 и выше. В изученный период и для мужчин и для женщин снижение показателя «соблюдение приличий и воспитанность» наблюдалось при росте G и Gм; увеличение - при росте SMF и 10.7. Значения «безалаберности» возрастали с увеличением G, СВЗ и уменьшением Kp. Для среднемесячной динамики показателей мужчин и женщин все значимые корреляционные связи были отрицательными. По корреляционной нагрузке лидировали факторы Wм и УП, далее с большим отрывом шли факторы Gм, SMF. Рост Wм сопровождался снижением уровня «хитрости», «влиятельности», «умения владеть собой», «хватки, пронырливости», «безалаберности» (p=0.05-0.005). Рост УП - снижением «предприимчивости», «практичности», «влиятельности», «общительности», «хватки, пронырливости». Рост Gм - снижением «предусмотрительности», а рост SMF- «выносливости». Наблюдения и анализ динамики показателей самооценки для членов Клуба Юных Космонавтов и нескольких студентов, с которыми в период экспериментов проводились занятия по психологии общения, показали следующее. Зафиксированы несомненные изменения к лучшему в умении общаться со сверстниками, положительные сдвиги в самооценке в сторону ее повышения или понижения при исходных заниженных или завышенных значениях. Однако, данные изменения в динамике самооценки имели неустойчивый характер. Изменения в этом плане на уровне группы перекрывались изменениями, обусловленными влиянием текущего момента. Заметим, что исследования проходили в период минимума солнечной активности, на фоне отрицательных среднегодовых значений SMF и высоких среднегодовых значений G. Поэтому неслучайна согласованность приведенных результатов с литературными данными о том, что социальные процессы приобретают негативные черты и направление в эпоху минимума солнечной активности и отрицательных значений магнитного поля Солнца как звезды. Самооценка человека отражает совокупность эмоциональных ощущений эндогенного и экзогенного характера. В основном они неосознанны. Судя по представленным данным, в эти ощущения входят те, что вызваны различными изменениями окружающей природной среды, непосредственно или опосредованно зависящими от геокосмических флуктуаций и совместного положения планет солнечной системы. Суммируя результаты, полученные по трем методикам, правомерно сделать вывод о воздействии космофизических процессов на психику и поведение человека, проявление успешности его в тех или иных видах деятельности, в том числе в экономической; о воздействии геокосмических колебаний на динамику и характер социально-исторических процессов. Выявленное значение таких факторов как G, СВЗ, УП, которые связаны с изменениями силы тяжести и заранее рассчитываются на основе совместного положения планет, позволяет говорить о реальности прогнозирования влияния изменчивости природной среды на эти процессы. Человек представляет собой единство социального и биологического. В периоды, подобные изученному, являющиеся стрессовыми для организма человека, происходит усиление биологического начала, природных инстинктов и, как следствие, снижение моральных норм, нравственности, воспитанности и тому подобного. Образно говоря, соблюдение десяти заповедей становится не очень важным. Тем большее значение приобретают условия воспитания подрастающего поколения, работа средств массовой информации, общий уровень культуры, духовности и социальной обстановки в стране, роль искусства. Как следует из результатов, психика мужчин и женщин во многом отличным образом реагирует на изменения космофизических условий природной среды. Тем самым уравновешиваются возможные перекосы односторонних поведенческих проявлений, повышается адаптивность и устойчивость существования человечества на Земле. Поэтому так желательно полноценное применение мужских и женских природных возможностей. Поэтому так желательно присутствие в системе высшей государственной власти, исполнительных органов достойных и мужчин и женщин. Чувствительность к тем или иным космофизическим факторам зависит не только от пола, возраста, условий момента рождения человека, но и от особенностей текущего периода. В разные эпохи, в силу сложившейся обстановки, соотношений конкретных космофизических параметров среды на первое место могут выходить те или иные космофизические факторы. Обнаруженные многочисленные корреляционные связи между динамикой космофизических процессов и показателями психики человека являются, согласно В.М.Урицкому и Н.И.Музалевской [7], проявлением фрактальной стохастической сопряженности организма человека с природной средой. Чем выше порядок инфранизких колебаний в природной среде, тем более выражена соответствующая амплитуда изменений в биологических системах [7]. Следовательно многолетняя, многовековая динамика космофизических процессов оказывает неизмеримо большее влияние на человека, на социально-исторические процессы. Литература 1. Кон И. С. Психология ранней юности: Кн. Для учителя. - М.: Просвещение, 1989.-255 c. 2.Torrance E. P Style of Learning and Thinking. Administrator’s Manual Published by Scholastic Testing Service, Inc. Bensenville, IL 60106-8056, 1988, 46 p. 3.Додонов Б.И. Эмоции как ценность.- Москва: Политиздат, 1978 4.Куницина В.Н. Cоциальный интеллект и социальная компетентность. /Теоретические и прикладные вопросы психологии. - CПб: Изд-во CПбУ, 1995, C.48-60 5.Величко Ф. Последний год полосы испытаний./Наука и религия, N12 1995, C.20-22 6.Прогнозы центра «Галактика»/Наука и религия, NN1-7, 1996 7.Урицкий В.М., Музалевская Н.И. Фрактальные структуры и процессы в биологии. /Биомедицинская информатика и эниология.- Санкт-Петербург: Издательство «Ольга», 1995, C.84-129 |
|||||