СЛОВО И ЦИКЛИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

 
Публикации
На главную
О себе
Контакты
Задания

Системогенетика образования, образовательные циклы и образовательное общество в XXI веке. Кострома, 1998, С. 145-149


Важнейшие функции слова, речи - эмотивная, коммуникативная, воспитательная, регуляторная, пропагандистская. Последние две до недавнего времени использовались государственной системой; а сейчас всемерно эксплуатируются в рекламных целях. С семидесятых годов XX века психология и педагогика, психолингвистика обогатились новыми знаниями и методами, ценностями гуманистической психологии. Среди них выделяются открывающий новые горизонты метод НЛП- нейро-лингвистического программирования, метод компьютерных психотехнологий. Тем не менее, факты свидетельствуют о недооценке речи, о существовании скрытых резервов ее воздействия.

Звуки речи и музыки относятся к сложным акустическим сигналам и вибрационным раздражителям. Известно влияние слышимых звуков низкой интенсивности на биохимические процессы в тканях различных органов, включая и нервную ткань. Повторение этих воздействий длительностью 15-30 минут в день на протяжении нескольких и более недель сопряжено с эффектом их суммации и может приводить к необратимым изменениям [1]. Показано, что дети, профессионально занимающиеся много лет музыкой, имеют более высокие показатели интеллекта, и у них значительно раньше наступает пубертатный возраст [2]. Исследование с помощью мощных электронных микроскопов внутриклеточных процессов позволило генетику А. Н. Мосолову заметить удивительное явление. Так, известно, что основная часть генетической информации у высших многоклеточных записана и реализуется на основе взаимодействия генов. Как обнаружилось, сами гены при этом представляют собой систему резонаторов, порождающих сложные пространственные силовые поля акустической природы. Ученый выдвинул следующую гипотезу. Наряду с инертным химическим механизмом реализации наследственной информации, существует и другой, физический механизм акустической природы. Именно с ним может быть связана скорость ответа соматических клеток на быстро сменяющиеся факторы среды [3]. С этих позиций легко объяснимо и лидерство музыки среди других искусств по времени, которое ей уделяется, поскольку именно музыка легче и быстрее способствует уравновешиванию, гармонизации человека с внешней средой. С этих позиций и регуляторная функция речи, по-видимому, более значима, нежели это до сих пор представлялось.

Отдельная роль в речи принадлежит именам, собственному имени человека. С именами связано много мифов, традиций, суеверий, которые живы и в наше время. Среди работ, посвященных именам, особое место занимает книга П. А. Флоренского «Имена» [4], написанная на основе его многолетних наблюдений. Подробный анализ портретов-имен Флоренского позволил нам выявить их следующие важнейшие составляющие: внешний облик, черты лица, темперамента, характера, волевые качества, активность, мотивация, лидирующие эмоции, чувства и страсти, самооценка, стиль мышления и соотношение в нем сознательного и бессознательного, возможный уровень достижений. К примеру, соотношение сознательного и бессознательного меняется от имени к имени. Так, у Николая, Александра, Александры преобладает трезвый, рационалистический ум. Для Владимира более характерно смешение сознательного и бессознательного, когда трудно отделить реальное от нереального. Павлу наиболее свойственно диалектическое мышление. Алексею, Анне - развитые интуиция, подсознание, стихийная мистичность [4]. Фактически речь идет об способах познания и мышления, обусловленных функциональной асимметрией мозга в связи с именем человека.

Цель настоящей работы состояла в раскрытии возможных резервов речевого воздействия на примере влияния собственного имени человека. Изучались психофизиологические показатели лиц с одинаковыми именами. Использовались метод наблюдения, ЛД - личностный дифференциал Е. Ф. Бажина и А. М. Эткинда [5]; комплексная самооценка В. Н. Кунициной [6], тест Б. И. Додонова на эмоциональную направленность [7], опросник E. P. Torrance SOLAT для изучения показателей мышления [8]. Фиксировались такие ведущие показатели конституции, как рост и масса тела в 20 лет. С помощью студентов музыкального факультета РГПУ им. А. И. Герцена было обследовано более 1480 человек, средний возраст которых составил 22 года. Эксперименты проводились в два этапа - на протяжении весеннего семестра в 1996 и 1997 годах.

Численность лиц с одинаковыми именами оказалась наибольшей, от 176 до 19 человек, для так называемых сквозных имен и отражает частоту обращения к этим именам в соответствующий исторический период. Распределение испытуемых с разными именами по годам рождений сопоставимо и максимально для периода 1974-1977гг. Наибольшую численность получили следующие мужские имена, в порядке убывания: Сергей, Александр, Дмитрий, Алексей, Андрей, Игорь, Виктор, Михаил. Среди женских имен - Ольга, Елена, Наталья, Татьяна, Ирина, Екатерина, Светлана, Мария, Анна, Юлия. Анализ средних значений для перечисленных имен показал наличие достоверных различий, на уровне p<0.001-0.05, по большинству изученных показателей. То есть, существуют глубинные отличия между носителями разных имен. Так, в зависимости от имени меняется выраженность десяти типов социализированных потребностей, структура мотивации, характеристики Я-концепции - развернутой самооценки, доминирующий способ мышления - логический, интуитивный или интегральный, базирующиеся на функциональной асимметрии мозга, показатели конституции.

Приведем некоторые примеры. По данным обследования 1997 года у мужчин наиболее различающиеся значения показателей ведущих типов мышления были у представителей следующих имен. Логический - левополушарный тип: Виктор - 108.4, Игорь - 90.4, Антон - 76.2 балла. Интуитивный - правополушарный тип: Антон - 111.1, Дмитрий - 103.7, Юрий - 84 балла. Совмещенный тип: Юрий - 121.3, Александр - 107.2, Виктор - 97.6, Денис - 88.1 балла.

Женщины. По обследованию 1996 года методом ЛД уровень самоуважения, самопринятия (фактор О) был максимален у Светлан, Ирин -  1.99; 1.91, минимален - у Марий и Наташ - 1.34; 1.48 балла. Уровень активности, общительности (фактор А) - максимален у Татьян - 1.48, минимален у Елен - 1.01 балла. По обследованию 1997 года методом комплексной самооценки, её итоговый  суммарный показатель был наивысшим у Татьян - 8.33 и минимальным у Марий - 7.43 балла. По блоку «хватка, пронырливость, деловитость» самые высокие значения получили Татьяны, Ольги, Ирины (7.58; 7.5; 7.49), самые низкие - Светланы и Юлии (6.82; 6.88). По блоку «социальный интеллект» самое высокое значение у Татьян 8.42, самое низкое у Марий и Юлий - 7.21 балла. По блоку «социальная компетентность» максимум был у Ирин, Елен (9.19; 9.03), минимум у Марий - 7.88 балла.

Важно отметить, что результаты по самооценке, эмоциональной направленности для носителей одних и тех же имен по данным 1996 и 1997 годов отличаются. В частности, потребности в глорических переживаниях (быть первым, в центре внимания) в 1996 году у Наташ и Кать были, соответственно 6.61 и 5.21 балла. В 1997 году стали 6.12 и 8.7. Потребности в коммуникативных переживаниях у Оль и Наташ в 1996 году были 6.88 и 7.8; в 1997 году стали 8.25 и 7.78. Потребности в праксических переживаниях, связанных с полезной деятельностью, в 1996 году у Татьян и Светлан были 6.08 и 7.92 балла; в 1997 стали 7.03 и 7.5 балла. Подобные результаты согласуются с литературными данными о зависимости эффектов звукового воздействия от времени суток и года, о вариативности показателей психики во времени и их сопряженности с динамикой геокосмических флуктуаций [1, 9].

Перечисленные факты могут быть объяснены, исходя из явления суммации акустических микровоздействий во времени. В описываемом случае суммация происходит на протяжении многих лет, где первые годы падают на период интенсивного роста и формирования основы личности человека. Следовательно, как многолетний психофизический раздражитель, имя оказывает свое влияние на характеристики разных уровней интегральной индивидуальности человека. Оно сказывается на формировании его личности и индивидуальности.

Полученные результаты говорят о неизвестных возможностях речи, речевого воздействия в самом широком плане. С другой стороны, непереоценимо значение имени как социального знака, свидетельствующего о принадлежности человека к тому или иному социальному слою, этносу, стране, времени. Но существует так называемая мода на имена. Частота обращения к одним и тем же именам колеблется в очень широком диапазоне и имеет многолетние, а для отдельных имен и многовековые вариации [10]. Представляется, что моду на имена правомерно расценить как одно из проявлений самоорганизации жизни общества как сложной системы. В этом смысле логично рассматривать многолетние изменения в выборе имен как отражение смены неосознанных потребностей данного этноса в определенных звуковых стимулах. Дело в том, что в зависимости от имени, его фонетического состава и строения, меняются и его доминирующие частоты, определяемые формантным составом звуков речи. Соответственно, имена-лидеры текущего периода способствуют формированию новых личностей и сказываются на будущем данного общества, его грядущем социально-историческом лице.

По последним научным данным, морфология человека, психические процессы, речь, музыка подчиняются законам фрактальных образований и процессов. Логично сменяющиеся картины встречаемости имен во времени и пространстве считать отражением существующей, согласно В. М. Урицкому и Н. И. Музалевской [11], фрактальной сопряженности организма человека, общества с природной средой.

Литература

    • Романов С. Н. Биологическое действие механических колебаний. - Л.: «Наука», Л. О. 1983. - 209 c.
    • Langdon O. The Tonal Vibrations and Their Affect on Mind of the Mankind. USA, Obio, 1961. - 103 p.
    • Мосолов А. Н. Генетический аппарат эукариотов как единая динамическая структура /Успехи современной генетики, N9, - М.: Наука, 1980. С. 183-202
    • Флоренский П. А. Имена. Архив священника Павла Флоренского. - Кострома: «Купина», 1993. - 320 с.
    • Личностный дифференциал: Методические рекомендации для педагогов / Сост. С. Л. Копотев, - Ижевск.: ОСПИ «Лицей», 1991. - 32 с.
    • Куницина В. Н. Социальный интеллект и социальная компетентность /Теоретические и прикладные вопросы психологии. - СПб.: Изд-во СПбУ, 1995, C. 48-60
    • Додонов Б. И. Эмоции как ценность. - М. : Политиздат, 1978. - 177 с.
    • Torrance E. P. Style of Learning and Thinking. Administrator’s Manual. Published by Scholastic Testing Service, Inc. Bensenville, IL 60106-8056, 1988, - 48 p.
    • Волчек О. Д. Вариативность показателей психики во времени / В. И. Вернадский и Н. Д. Кондратьев: великий синтез творческих нас ледий, через цикличность к моделированию будущего. - Санкт-Петербург, 1997, С. 158-163
    • Щетинин Л. М. Русские имена (очерки по донской антропонимике). Изд-во Ростовского ун-та, 1978. - 256 с.
    • Урицкий В. М., Музалевская Н. И. Фрактальные структуры и процессы в биологии. / Биомедицинская информатика и эниология. - Санкт-Петербург: «Ольга», 1995, C. 84-129