ПРОБЛЕМА БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО И ВОЗДЕЙСТВИЕ ЗВУКОВ ИМЕНИ |
||||||||
|
Природа бессознательного. Межвуз. конф. СПб, 1998, С. 69-71 Известно влияние слышимых звуков низкой интенсивности на биохимические процессы, ткани различных органов, включая нервную ткань. Повторение этих воздействий, длительностью от нескольких минут до получаса в день, на протяжении нескольких и более недель, сопряжено с эффектом их суммации и может приводить к необратимым изменениям вплоть до гибели живого организма (C. Н. Романов, 1983). Звуки речи человека относятся к сложным акустическим сигналам, обладающим как психологическим, так и психофизиологическим воздействием. Особая роль принадлежит именам, собственному имени человека. С именами связано много мифов, обычаев, традиций, суеверий, которые живы и в наше время. Среди работ, посвященных именам, выделяется книга П. А. Флоренского «Имена» (1993), написанная на основе многолетних наблюдений и размышлений. Контент-анализ портретов-имен П. А. Флоренского позволил нам выявить их следующие ключевые моменты: внешний облик, черты лица, темперамента, характера, волевые качества, активность, мотивация, лидирующие эмоции, чувства и страсти, Я-концепция, соотношение сознательного и бессознательного, возможный уровень достижений. В зависимости от имени перечисленное описано полностью или частично. Соотношение сознательного и бессознательного меняется от имени к имени. В частности, у Николая, Александра, Александры преобладает трезвый, рационалистический ум. Для Владимира более характерно смешение сознательного и бессознательного, когда трудно отделить реальное от нереального. Павлу наиболее свойственно диалектическое мышление. Алексею, Анне - развитые интуиция, подсознание, стихийная мистичность. Фактически речь идет об особенностях функциональной асимметрии мозга, асимметрии познания. Целью нашей работы являлось экспериментальное изучение влияния имени человека на его психофизиологические особенности. С помощью студентов было обследовано более 1480 человек. Использовались метод личностного дифференциала (Е. Ф. Бажин, А. М. Эткинд 1991), ранжирование десяти типов социализированных эмоциональных переживаний по Б. И. Додонову (1978), методика самооценки В. Н. Кунициной (1995), опросник E. P. Torrance SOLAT для изучения ведущих типов мышления (1988). Фиксировались и антропологические показатели - рост и масса тела в 20 лет. Обнаружено наличие достоверных различий, на уровне p=0.05; 0.001, между средними значениями по всем изученным показателям для носителей разных имен. Следовательно, имя человека как многолетний психофизический раздражитель оказывает свое влияние на формирование интегральной индивидуальности человека, включая особенности бессознательного. Но всякое имя является и социальным знаком, говорящим о принадлежности человека к тому или иному социальному слою, этносу, стране, времени. В этом плане интересно явление моды на имена, периодическая изменчивость в десятки и более раз частоты обращения к разным именам (Л.М. Щетинин, 1978). Представляется, что моду на имена можно расценить как одно из проявлений самоорганизации жизни общества как сложной системы. Лидирование тех или иных имен в текущий период времени сказывается на формировании будущих личностей, социально-историческом облике будущего данного общества, выраженности в нем сознательного и бессознательного. Очевидно, что эмоциональное предпочтение подсознательно оказывается именам, которые помогут юным людям быть максимально готовыми к грядущим переменам, быть органичными новому миру и наилучшим образом выполнить свою миссию на Земле. В глобальном масштабе, предпочтение, по-видимому, оказывается именам, в звуках которых есть витальная необходимость для будущего человечества. По последним научным данным морфология человека, психические процессы, речь, музыка подчиняются законам фрактальных образований, фрактальных процессов. С этих позиций, сменяющиеся картины встречаемости имен во времени и пространстве можно рассматривать, согласно В. М. Урицкому и Н. И. Музалевской (1995), как пример фрактальной сопряженности организма человека, общества и природной среды. |
|||||||