Нестандартные приёмы творчества |
||||||||
|
Гуманитарное образование: креативность.и инновационные процессы. Матер.межд. научно-практ.конф./ ред. и сост. – И.П.Вишнякова-Вишневецкая. – СПб.: СПбИГО; ООО «Книжный Дом», 2010, С.180-183. Известно, что успех в той или иной деятельности зависит от способностей человека, а высшие достижения – от креативности и трудолюбия. Но важнейшее место в любой деятельности занимает мотивация человека, цели, которые он перед собой ставит. Вместе с тем, немаловажное значение имеет то, как человек организует свой труд, приемы творчества и другие моменты. Этому и посвящена моя работа. При организации нашего труда, режиме дня стоит учитывать свою принадлежность к одному из суточных хронотипов – «жаворонок», «голубь», «сова», «соворанок». Темы, к которым тяготеет журналист и писатель, стиль изложения существенно зависят от его суточного хронотипа. Еще Лев Толстой говорил, что он сразу узнает, в какое время суток писал человек. Произведения Валентина Пикуля, Жоржа Сименона или Льва Толстого, дневник Евгения Шварца отличаются уже по этой причине. Соответственно, меняя привычное время творчества, отчасти можно изменить и свой стиль. Большинство писателей и журналистов являются довольно эмоциональными и легко возбудимыми людьми. Но нередко их настигают муки творчества, тяжкие переживания не обходят талантливых и проявляются в т.н. синдроме Мартина Идена, а именно: через некоторое время после успешного завершения сочинения писателя охватывает депрессия, ему кажется, что он безвозвратно утерял свой дар. В этот период стоит помнить, что по выражению П.И.Чайковского «вдохновение приходит во время работы». Кроме того, стоит по мере возможности использовать прием Хэмингуэя. Обычно он заканчивал свой трудовой день, когда желание писать было еще достаточно сильно. Да у журналистов всегда время ограничено и им более свойственно писать «на едином дыхании», как учил писать Лу Саломэ Ф.Ницше (Ф.Жиру, «Лу», 2005). Но это скорее мужской и очень затратный стиль, он оправдывает себя, когда сил «немерено», в молодости. Так написана одна из первых вещей Владимира Маканина – «Прямая линия». Однако с возрастом требования к своему творчеству возрастают и творцы предпочитают, чтобы их произведение «отлежалось». Тогда легко видны огрехи, а работа после редактирования приобретает достойный вид. Уже нельзя ни убавить, ни прибавить, а не как было ранее: Где чего-то слишком мало – Жди серьезного провала. Где чего-то слишком много - Жди плачевного итога (В.Шефнер, «Лачуга должника»). Новый, плодотворный период может наступить в жизни писателя, журналиста, после знакомства с организацией времени жизни Александром Любищевым. Он успевал сделать необычайно много (Д.Гранин. Эта странная жизнь). Есть еще ряд приемов, помогающих творческому процессу, созданию нужного настроения и необходимого в данном случае стиля изложения. Один из этих приемов заключается в использовании цвета, цветовом решении интерьера. Так академик В.М.Бехтерев сеансы психотерапии проводил в специальной комнате, где были выдвижные рамы со стеклами красного и синего цвета. Жорж Сименон привык писать, надевая красную рубашку, или красный галстук. Другой прием – использование псевдонимов и псевдонимок. Г.Чхартишвили хорошо знал о традиции смены имени в средневековой Японии для того, чтобы почувствовать себя по-другому и жить по-другому. Писатель это опробовал на себе не раз: «Когда я называю себя иным именем, я и пишу по-иному». Его псевдоним Б. Акунин (Akunin), под которым им написана серия блестящих детективов, по-японски означает злой человек, негодяй, злодей (Независимая газета, 23.12.1999). Очень живописным и характерным был выбор псевдонима И. Бабелем. Он взял псевдоним Лютов на гражданской войне, чтобы быть там человеком первой категории, чтобы казаки в конармии взяли его в свой круг. Бабель не мог зарезать человека, Лютов мог (И.Николаева//Октябрь, №1, 2001, С. 60-66). Известный писатель и критик Ольга Славникова долгое время работала в газете, где ей весьма помогали псевдонимки. Псевдонимки создаются в писательском обиходе подобно фирмам, возникшим под конкретную сделку. Как виртуальные «Рога и копыта». У самой О. Славниковой было восемь псевдонимов. Среди них – стильная девица с философским образованием; пятидесятилетняя тётка, добрая и жалостливая, при этом большая взяточница; тридцатилетний панк – переросток, фанат кровавого триллера. У других сотрудников газеты также имелось по три-четыре двойника. Псевдонимы помогают разнообразить угол зрения и интонацию, а также справиться с нагрузками, вытянуть еженедельник. Иногда кажется, будто виртуальная редакция где-то существует: пьёт чай, конфликтует по разным вопросам, перемывает кости главному редактору, и что-то такое развязывается между панком и девицей (О. Славникова, //Октябрь, №1, 2001, C.180-185). И еще один прием – использование нужной музыки. Примером замечательного использования музыки как источника вдохновения, интенсификации творческого процесса и направления его в нужную сторону, служат книги Бернарда Вернера. Писатель подробно перечисляет композиторов и исполнителей, музыку которых он слушал в процессе написания своего очередного романа. В предисловии к книге «Мы, боги. Волшебный остров» (2008), написано следующее: «Я работал, слушая музыку к фильмам, сочинения Бетховена, Моцарта, Грига, Дебюсси, Баха, Сэмюэль Барбер, симфонические «Планеты» Гюстава Хольста, рок-музыку – Майкла Олфилда, Питера Гэбриэла, «Йес», «Пинк Флойд». Один из героев романа Б.Вернера «Империя ангелов» (2008), – Жак, очевидно, Альтер-эго Вербера, становится писателем. Вот что он пишет про свое творчество: «Музыка помогает мне писать. Она придает ритм письму. Когда она резкая, рубленая, я конструирую короткие фразы. При длинных инструментальных соло фразы удлиняются. Для написания мирных сцен годится классика, боевых – хард-рок, описания снов – нью эйдж. Лучшая музыка – саунд треки к кинофильмам» (Б.Вернер, 2008,С.220). Благодаря музыке Жак пишет по двадцать страниц в день, вместо обычных пяти (Там же, С.237-238). Многое может дать и правильно выбранный девиз жизни – «Во что бы то ни стало» (Сара Бернар), «Сила в том, чтоб дух пылал» (Ю.Власов), «Чтобы написать, надо писать» (Анатолий Рыбаков). Это и надпись над рабочим столом Джона Голсуорси: «Только раз суждено мне пройти по дороге жизни. И потому, если я могу сделать доброе дело, или просто выказать доброжелательность свою какому бы то ни было человеку, или даже бессловесному животному, – то пусть я это сделаю тотчас же, не откладывая на будущее и не пренебрегая этой возможностью. Ведь мне не дано будет пройти этот путь дважды». И, в заключении чуть-чуть о самооценке. Она отражается как на нашем настроении, так и на отношении к нам других людей, но, главное, на творчестве. Где глубина всего по грудь Будь всегда себе министром, И очень близок берег, Думай мудро, думай быстро – Там тоже может утонуть Чтобы творческие мысли Тот, кто в себя не верит. В голове твоей не кисли (Вадим Шефнер, «Лачуга должника»). |
|||||||